Строительство в социальных сетях

Ваша компания еще не присутствует в социальных сетях? Для вашего руководства «твиттер», «фейсбук» или «жж» звучат как ругательства, и оно слабо понимает, о чем речь? Тогда мои соболезнования – ваша компания, вне зависимости от размеров бизнеса, упускает возможность взаимодействовать со своими приверженцами и журналистами через социальные сети. Вдвойне вам должно быть обидно из-за того, что стоит это намного дешевле, чем в традиционных медиа, а пользы приносит несравненно больше.
У производственных и сервисных компаний, работающих на рынке связи, вполне специфическая аудитория – всех их партнеры, значительная часть клиентов и множество конкурентов, а также практически все недоброжелатели уже давно завели себе аккаунт в популярных социальных сетях, от «Одноклассников» и «вКонтакте» до различных микроблоггингов и Live Journal. И если ваши «войска» не присутствуют на этом поле битвы, это значит, что вы уже проиграли. Даже если ваш противник демонстрирует минимальные усилия – противопоставить-то ему нечего.

Продавать свои услуги и товары через российские социальные сети, в т. ч. микроблоггинг, вполне реально, но объемы пока невелики. А бесцельный рост числа участников групп, друзей, фолловеров особого удовлетворения не приносит. Подобные усилия, которые многие компании делают «на автомате» по принципу «ну социальные сети – это же модно!», давно пора конвертировать в усиление влияния компании в киберпространстве. Пусть это будет даже широкая известность в узких кругах, но дело того стоит, если это эффективно. В любом случае и крупным, и небольшим компаниям социальные сети дают возможность управления своей репутацией и оперативного создания виртуальной площадки с высокой скоростью распространения информации для влияния в Сети. Причем в самой простой ситуации такой подход дает возможность высказывать свое мнение и быть услышанными в критических ситуациях.

Правда, увеличение сферы влияния (его, уверяю, можно измерить) не происходит само собой – забудьте, что какой-то товар на развитом рынке «продает себя сам». Если нет разумно спланированных и грамотно приложенных усилий – ваши результаты не вызовут ничего, кроме улыбки. Грустной. Дело в том, что наша сфера влияния расширяется только с увеличением круга нашего общения. И то исключительно в том случае, когда и компанию, и ее сотрудников воспринимают всерьез и положительно. Добиться этого созданием множества точек получения информации, которые будут активироваться только и исключительно в критических ситуациях, нереально.

Таким образом, первичная и наиболее адекватная задача в социальных сетях – набор адекватной аудитории за счет интересного контента. Который должен появляться дозированно (никому не нравится полноводная информационная река, в которой не успеваешь разобраться), но регулярно. Только после создания такой небольшой, но эффективной системы начинается взаимодействие, и в будущем, увеличиваются продажи.

Вторая задача, реализуемая при начале создания группы и канала вещания, – целеполагание. Как минимум, имеет смысл понять, на какую аудиторию и что мы будем транслировать. Если говорить о продвинутых пользователях и журналистах, то им вряд ли будут интересны кадровые перестановки и контракты в далеких странах. А вот репортажи с интересных мероприятий, дозированная аналитика, экспертные комментарии, реально независимое сравнение продукции, интересные тренды рынка и оперативные комментарии вашего руководства по ситуации на этом самом рынке будут восприняты крайне хорошо. Главное – информация должна быть взвешенной, четко сформулированной и выдаваться по делу. Только не надо пытаться играть в СМИ – это тупиковая ветвь развития, поскольку никто не поверит в вашу беспристрастность. Позиция компании интересна более глубоким погружением в текущую ситуацию, нахождением на острие технического процесса (при условии развитого R&D). Именно эти факторы и стоит использовать – в конечном итоге пользователи готовы читать то, что именно им действительно интересно.

Кстати, если ваша компания работает с большим количеством частных клиентов – не забудьте распараллелить техническую поддержку пользователей и инфоканал с экспертными мнениями. Иначе это будет информационная свалка. А если компания создает и инициирует каждый день множество информационных сообщений, то не забудьте концентрироваться и выделять из них только важные, иначе будет очень негативным соотношение показателя «сигнал/шум». Это третья, пусть техническая, но все-таки задача.

В заключение отмечу, что работа в социальных сетях – это однозначный тренд сезона. Но не по принципу «модно». Скорее – полезно. Как известно, смешон не тот, кто совершает ошибки, а тот, кто не делает из них никаких выводов. Да и эффект в данном случае будет только от постоянной, системной работы с четким целеполаганием. В любом случае начинать действовать надо уже именно сегодня.

Ключевые слова: социальные сети