Основной «движитель» 3D

Один из основных трендов сезона на рынке компьютерной и бытовой техники – отчаянный рывок производителей в сторону 3D-изображения. «Успех «Аватара» вскружил всем нам головы, – жалуются американские продюсеры в своих блогах и интервью профильным СМИ. – Даже уже запущенные в производство картины требуют переделать под 3D-изображение». Но самыми активными оказались крупные вендоры – как компьютерной техники, так и широкоформатных телевизоров.
Хотя часто это одно и то же. Именно они с упорством обреченных намерены обязательно «протолкнуть» трехмерное изображение в рабочее и домашнее пространство значительной части своих клиентов. Соответственно, операторы связи с готовностью рапортуют о готовности умощнить каналы передачи данных для лавинообразного увеличения трафика, о том, что их современные IPTV-приставки уже готовы поддерживать 3D-контент. Разумеется, производители визуальной информации тоже довольны –  декларируется, что множество игр, видеофильмов, шоу и даже... сериалов уже готово для такого восприятия и скоро весь мир перед просмотром, к примеру, своего телевизора, будет надевать специальные 3D-очки. Для полноты ощущений.

Однако даже купившим втридорога такие устройства пользователям рано радоваться – качественного 3D-контента для них очень немного, и ситуация чем-то напоминает похожий парадокс с HD. Ведь владельцам таких телеэкранов приходилось, да и до сих пор приходится, смотреть в большинстве случаев далеко не специально подготовленные передачи, а самое обычное ТВ-вещание без какого-либо намека на высокую четкость. Ну и изредка довольствоваться покупкой нового DVD с действительно хорошим отображением «картинки».

Давайте посмотрим, что можно найти сейчас даже в продвинутых IPTV-проектах в HD-качестве. Парочку каналов спорта, «живую» природу, несколько каналов про красивые машины, показы мод и, редко-редко, каналы с фильмами. Любой вид информационно-оперативного вещания вызывает затруднения – вещать в HD достаточно дорого, а аудитория пользователей совсем невелика. То есть в перспективе все готовы это делать и даже начинают, но говорить о массовом HD-качестве, особенно в России… пока не приходится. Что-то в этом роде предлагается и для 3D, причем с той разницей, что каналов еще меньше – их не хватает даже на полноценный пакет, который можно продавать в кабельных или IP-сетях.

Интересно, что серьезное распространение HD в мировом масштабе стало возможно только после того, как этот формат поддержали... производители эротической продукции. Стремительный рост популярности HD-телевизоров можно связать только с появлением качественного эротического контента, который и дал глобальный толчок продажам этой техники. Причем эта тенденция не нова – так было с видеокассетами, DVD и Blue ray дисками, а также с широкополосными каналами доступа в Интернет. С 3D все будет аналогично – к примеру, Тинто Брасс, известный режиссер эротических фильмов, недавно сообщил мировой общественности, что уже в мае этого года начинает съемки первого в мире эротического фильма в формате 3D. Инвестор оперативно найден (уверен, что это мероприятие прошло даже на основе конкурса), сейчас идут кастинги и съемки. Кроме того, это будет первый итальянский фильм в этом формате. Но более прытким оказался европейский продюсер откровенной кинопродукции Марк Дорсел – он заказал, оплатил и оперативно получил первый порнофильм в формате 3D – «Камасутра». Новый фильм уже оценил режиссер Вуди Аллен – по его словам, трехмерное порно выглядит весьма неплохо, потому что актрисы в таких картинах смотрятся намного лучше. Собственно, кто бы в этом сомневался.  

Думаю, как только этот замечательный почин поддержат остальные мастера этого жанра типа Эндрю Блейка или Хесуса Франко, Жана Роллина, Майкла Винтерботта, Джоанн Энджел, а также Сергея Прянишникова, дело быстро «пойдет в гору». Все-таки не стареют душой ветераны – именно такие фильмы и завоюют широкую популярность для трехмерного изображения. Какой бы «сырой» ни была технология, главное, «накачать» ее необходимым объемом... контента.

Кстати, основатель Playboy Хью Хефнер не отстает от «коллег по цеху» – уже в июне он обещает выпустить первый бумажный журнал Playboy с 3D-разворотом, а дальше эта же технология «перекочует» в широкий ассортимент видеопродукции под знаменитым брендом. Быть может, именно это поможет Playboy вернуть свою популярность – создание 3D-контента обходится в среднем на 30 % дороже – учитывая, что операторам требуется не одна, а две камеры. И дилетантам сложное оборудование не по карману. Примерно аналогичного мнения придерживается и Роб Смит, директор Hustler Video Group. По его мнению, подобная продукция массово начнет поступать на рынок в ноябре-декабре нынешнего года.

Еще в середине 2007 года о желании снять «особенный фильм для взрослых» заявлял Квентин Тарантино – теперь, с развитием технологий, у него есть вполне реальный шанс реализовать свою задумку.

Да, конечно, определенную часть популярности новой технологии добавляют спортивные программы – к примеру, 22 мая футбол в формате 3D увидели российские футбольные фанаты. Произошло это в кинотеатре «Октябрь» – на одном из самых больших столичных экранов прошла прямая трансляция финала Лиги чемпионов УЕФА. Не знаю, как там было с абсолютным «эффектом присутствия» на стадионе, но полторы тысячи мест с ценой билета по 1 тыс. руб. каждый были проданы за три дня: все-таки не каждый день удается посмотреть футбол на киноэкране размером 25 на 10 метров.

Свою долю популярности добавят красочные постановочные кадры природных явлений, многочисленные мультфильмы, а также художественные фильмы. Может быть, даже балет в 3D-качестве восхитит какую-то часть телегурманов. Однако это все весьма ситуативно – ведь даже пересматривать пару десятков 3D-фильмов «по десятому кругу» надоедает очень быстро. А ток-шоу или сериалы ужасного качества для этого не подходят вовсе.

Ключевые слова: маркетинг, 3D