«Ростелеком» VS Tele2: кто станет четвертым в России

На прошлой неделе «Tele2 Россия» чествовал своего двадцатимиллионного абонента, а «Ростелеком» был отмечен в скупке мелких региональных операторов, начав с части активов «Смартс». Но, по мнению аналитиков, у него мало шансов набрать абонентскую базу и перегнать Tele2. С другой стороны, а надо ли это вообще? Ведь дискаунтер уже обеспечил подключение практически всех региональных абонентов с низким ARPU, а также сильную конкуренцию с «большой тройкой» в регионах присутствия. Возможно, «Ростелеком» спасет проект новой телефонизации села с помощью дальнобойных CDMA-сетей «Скай Линк», но уже сейчас можно говорить, что проект этот в большей степени социальный. Так есть ли шансы у «Ростелекома» стать четвертым федеральным сотовым игроком?

Благодаря интеграции сотовых активов МРК «Связьинвест» («Уралсвязьинформ», «Сибирьтелеком», «Волгателеком» и «Дальсвязь»), объединенный «Ростелеком» стал пятым крупнейшим сотовым игроком в России – его абонентскую базу аналитики AC&M Consulting (по данным на конец июля 2011 года) оценивают в 12,95 млн человек. В то же время в начале сентября появились сообщения о покупке «Ростелекомом» у СМАРТС 50 % акций сотового оператора «Волгоград-GSM» и 49 % акций «Оренбург-GSM» – в итоге компания сможет консолидировать в свою отчетность еще около 0,5 млн абонентов (совокупная абонентская база двух операторов составляет примерно 1 млн человек). Если учесть еще и 1,45 млн абонентов CDMA-оператора «Скай Линк», которых «Ростелеком» пока решил не консолидировать в свою отчетность, то в сумме у него на данный момент набирается около 15 млн абонентов. Напомню, что у Tele2 их уже более 20 млн. Очевидно, что «Ростелеком» будет всеми силами стараться стать четвертым, чтобы, с одной стороны, оправдать звание национального чемпиона и в сотовом бизнесе (все-таки быть в «большой четверке» крайне почетно во всех смыслах), с другой – занять заметную долю на высокодоходном сотовом рынке.

Возможностей у него для этого несколько. Прежде всего, дальнейшая скупка и перекупка мелких региональных активов, а таких, по данным аналитики AC&M Consulting, осталось в России не более 4 млн абонентов (делятся практически поровну между «Смартс» и компанией «Сотовая связь Мотив»), либо постепенный органический рост, что само по себе в условиях жесточайшей конкуренции и насыщения рынка (проникновение сотовой связи в России уже более 150 %) дается с очень большим трудом. Если вы не дискуантер, конечно, или не пускаете на маркетинг космические бюджеты «большой тройки».

Но для «Ростелекома» есть и еще один вариант, и связан он, как это ни парадоксально, со «Скай Линк» – это проект ретелефонизации села, на это раз на базе беспроводной технологии CDMA, которая в диапазоне 450 МГц по определению подходит для покрытия огромных территорий. В начале сентября «Ростелеком» уже подписал первое соглашение с администрацией Костромской области, планируя как можно ближе подойти к отдаленным населенным пунктам своей оптикой, а затем построить CDMA-сегмент. В следующие 4 года при общей стоимости проекта в 8 млрд рублей компания рассчитывает охватить таким образом 4,5 млн домохозяйств (или 10 млн новых сотовых абонентов), переведя их из фиксированного бизнеса в сотовый, что не очень критично из-за размеров первого (здесь-то компания и так национальный чемпион по фиксированному доступу в регионах). Поэтому у компании есть реальный шанс стать 4-м сотовым оператором в стране (в случае успешного осуществления заявленных планов), пристроить непонятный пока актив («Скай Линк»), а также существенно модернизировать свою инфраструктуру, предоставив сельчанам полный пакет беспроводных услуг. Тем не менее следует учесть, что оказание услуг низкодоходным сельским абонентам заведомо убыточно и, хотя компания сможет существенно сократить затраты внедрением CDMA 450, бизнес все равно может остаться нерентабельным. Поэтому руководство «Ростелеком» в реализации этого, без малого, амбициозного проекта рассчитывает на поддержку государства – по крайней мере, в части масштабной замены старых телефонных аппаратов всем сельским жителям на новые. Собственно, проект может так и остаться на бумаге без поддержки государства, однако шанс у компании опередить ближайшего конкурента все-таки есть.

Чем на это может ответить Tele2? Только органическим ростом, который в свете освоения еще 6 новых регионов Дальнего Востока к 2012 году может дать существенную прибавку абонентской базе дискаунтера. Не секрет, что его там очень ждут из-за сравнительно невысоких цен на сотовую связь. А раз так, то борьба «Ростелекома» и Tele2 за место в «большой четверке» все больше приобретает затяжной позиционный характер, и с достоверностью сказать, кто в итоге вырвется вперед, даже зная текущие тренды и возможности роста для каждого игрока, практически невозможно.

Ключевые слова: Tele2, Ростелеком