Руководитель DataHouse.ru Александр Завалишин: «Наш проект вырос из одного дата-центра до целой международной сети провайдеро-независимых ДЦ»

Проект DataHouse.ru, входящий в группу компаний «Филанко» (FILANCO) – один из самых заметных игроков на рынке предоставления услуг хостинга в России. Последние несколько лет DataHouse.ru активно развивался, как с точки зрения сети и дата-центров, так и в плане развития качества услуг. О развитии проекта, его планах и также о развитии отрасли мы беседуем с руководителем DataHouse.ru Александром Завалишиным.

– Александр, расскажите, пожалуйста, о проекте DataHouse и о ключевых направлениях его деятельности.

– DataHouse.ru - это российская сеть распределённых дата-центров, входящая в группу компаний Filanco. С 1999 года, когда стартовал проект, мы значительно выросли и сейчас обладаем большой инфраструктурой, которая насчитывает пять площадок: две из них находятся в Москве, по одной - в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Красноярске. Кроме того, у нас есть небольшой ЦОД в Киеве, используемый для решения операторских задач.

Наша основная деятельность - размещение серверов заказчика, предоставление серверов в аренду, а также сопутствующие услуги.

Связаны ли ваши ЦОДы между собой?

– Наши площадки связаны между собой сетевой инфраструктурой. Это дает целый ряд преимуществ для наших клиентов, включая: работу с единым поставщиком услуг, быструю связность между распределенным оборудованием (за счет включения в единую сетевую инфраструктуру), унифицированное техническое обслуживание по всем площадкам (единый вход), единые тарифы на все услуги — не зависимо от места размещения (в Красноярске можно заказать услуги по московским тарифам).

Расскажите об оборудовании, установленном на ЦОДах DataHouse.ru

– Не углубляясь в подробности, скажу, что мы выдерживаем все стандартные параметры дата-центра по уровню Tier III.  Так, в каждом дата-центре стоят системы кондиционирования и пожаротушения, ИБП. На наших площадках присутствуют несколько операторов связи, более того, клиенты могут размещаться со своим оператором. На каждой площадке обязательно наличие дизель-генераторной установки (ДГУ) – как правило, это один ДГУ на каждой площадке, мощность электроснабжения - до 1 мегаватта.

Если говорить об оборудовании, то в 2011 году мы модернизировали всю магистральную часть, перейдя на решение Juniper MX960. Коммутаторы доступа - Extreme Networks X670, с 10-гигабитными портами.

Что касается ДГУ, то на разных площадках использованы решения разных производителей, исходя из параметров площадки, - например, Wilson. То же самое по ИБП – у нас стоят решения Emerson, Eaton.

Александр Завалишин об истории проекта DataHouse.ru

В конце 90-х – начале 2000-х гг. в России начал активно развиваться Интернет, появилось много компаний, которые занимались хостингом и доменными именами. Все эти сайты нужно было где-то размещать, обеспечивать к ним доступ - началась первая волна строительства ЦОД. Мы на тот момент уже занимались хостингом (проект Hoster.ru) и вскоре поняли, что дата-центры – перспективное направление.

Всё строительство мы вели своими силами и на свои средства. Наш первый ЦОД, ныне расформированный, располагался в Москве, на территории приборостроительного завода «Манометр». В начале нулевых нас заинтересовал рынок Санкт-Петербурга – там, на Лифляндской улице, в 2003-2004 годах появился наш второй ЦОД. Одновременно мы строили еще одну площадку в Москве.

Затем наше внимание привлекли более далёкие города - там совершенно другой рынок, сетевая инфраструктура и ресурсы распределяются совсем по-иному. Дата-центр на 40-60 стоек в Красноярске был возведен в 2008-2009 годах. Последним был построен ЦОД в Екатеринбурге на Сибирском тракте, с которым мы связываем большие планы по развитию. Этот ЦОД ввели в эксплуатацию в конце 2014 года: первая очередь насчитывает 12 стоек, в этом году будет запущена вторая – 30-40 стоек, затем будет третья очередь. В целом в екатеринбургском ЦОД будет размещаться до 80 стоек.

В 2011 году у нас началось развитие украинского направления. В Киеве, на улице Леонтовича, мы выкупили помещение с ИБП и дизельно-генераторной установкой. Были большие планы по экспансии и развитию в городах Украины – Львове, Донецке, Одессе, но сейчас они, по понятным причинам, свернуты.

Добавлю, что, помимо дата-центров, мы развиваем в Москве сетевую инфраструктуру. Под брендом CityTelecom мы в 1999 году начали оказывать услуги доступа в Интернет, позже - телефонии. Наши проекты связаны между собой. Образно говоря, DataHouse – это дом, где хранятся данные, а CityTelecom – дорога, по которой они туда стекаются. Ну а наши клиенты – обитатели дома.

Проводится ли тестирование оборудования?

– Да, мы проводим собственное тестирование систем функционирования дата-центров. ДГУ запускаем по плану – раз в 2-3 месяца. На каждой площадке есть своя инженерная служба по кондиционированию, а также штатная служба электриков, которая отвечает за всю сеть поддержки электропитания.

Расскажите, пожалуйста, о команде специалистов DataHouse.

– Центральный офис компании находится в Москве, в нем трудятся примерно 250 сотрудников, клиентам предоставляется поддержка в режиме 24/7. В петербургском подразделении есть своя коммерческая служба, управляющая часть, служба техподдержки. В филиалах Екатеринбурга, Красноярска, Киева также есть технические специалисты, готовые оказать помощь в проблемных ситуациях.

Каковы, на ваш взгляд, ключевые элементы надёжности ЦОД?

– Ключевые элементы — это бесперебойная работа и отказоустойчивость. Думаю, у нас она колеблется в стандартных пределах - 99,98%. Понятно, что от аварий никто не застрахован полностью, но все основные процедуры по резервированию ВОЛС, ядра, электроэнергии мы выполняем.

Кроме того, мы стараемся нивелировать влияние человеческого фактора. У нас разработано большое количество инструкций, которые способствуют этому.

Какие тарифы существуют для клиентов дата-центра? И какова политика ценообразования в целом?

– Долгое время у нас был тариф «Стандартный», который рассчитывался по входящему или исходящему трафику. Сейчас мы его закрыли, чтобы избавиться от подсчета трафика и его хранения. Остался тариф «Полоса пропускания», где просто гарантируется полоса для доступа в Интернет, и появился тариф «Все включено», при подключении которого клиент сразу получает канал 100 Мбит/с.

В целом, на рынке ценообразование снижается. Клиент хочет получить более дешевые услуги, ссылаясь на поставщиков, которые сдают свои ресурсы в Европе по достаточно низкой цене. Однако скачок валютных курсов внёс свои коррективы.

Что касается стоимости услуг — в нынешней экономической ситуации мы, как и многие, прежде всего стараемся оптимизироваться и сократить лишние расходы. Также мы думаем над новыми предложениями. Например, сейчас в разработке интересное решение, о котором мы расскажем подробнее чуть позже. Мы хотим установить более доступные цены на аренду серверов, причем это будет сделано эффективно с точки зрения размещения и закупки оборудования.

Какие проблемы испытывают дата-центры в период кризиса?

– Нынешнее время - непростое для отрасли, кризис сказался на доступности оборудования. К сожалению, сложных технических продуктов в России не производят. На недавней конференции, посвященной ЦОДам, прозвучало мнение, что пройдет не менее 5 лет, прежде чем на рынке появится отечественное оборудование конкурентоспособного качества. Что же делать сейчас? Приходится закупать оборудование из-за рубежа, по соответствующим ценам. Сейчас ситуация немного успокоилась, но все равно остается нестабильной. Особые трудности испытывают крупные дата-центры, у которых импортные поставки оборудования составляют до 80%.

1 сентября 2015 года вступает в силу закон о хранении персональных данных. Как, по-вашему, данный закон повлияет на российский рынок?

– Закон, несомненно, сыграет на руку российским дата-центрам, так как многие крупные компании задумались над размещением своих данных в России - либо уже нашли, либо ищут варианты. С крупными проектами мы будем  взаимодействовать скорее с точки зрения сетевой инфраструктуры, поскольку присутствуем в большом количестве других ЦОДов в качестве оператора связи.

В своих же дата-центрах мы ориентируемся скорее на средних и мелких клиентов. Запросы поступают: видно, что люди смотрят на рынок и анализируют предложения. Уверен, определенную часть нового спроса, сформировавшегося благодаря закону о хранении данных, мы подхватим.

– Удается ли DataHouse реализовывать планы по росту и расширению бизнеса?

За последние 2-3 года мы сильно выросли с точки зрения развития сети и набора персонала. Есть большие планы по развитию площадки в Екатеринбурге, к концу второго квартала 2016 года мы должны запустить там вторую очередь. Кроме того, мы думаем о строительстве в Москве, поскольку два наших столичных ЦОДа заполнены практически на 90%. Сейчас мы анализируем ситуацию.

Сетевая инфраструктура тоже успешно развивается, к нам постоянно приходят операторы, которые подключаются в разных городах. Мы, например, включились напрямую к проекту «ВКонтакте» – причем сделали это распределенно. Активно сотрудничаем с Akamai и Google, их сервера размещены у нас.

Какие тенденции развития ЦОДов в России можно выделить?

– Непростой вопрос: всё зависит от макроэкономических составляющих, которые очень сложно предсказать. Катаклизмы глобального характера могут сделать так, что все планы, которые строит отрасль, полетят в тартарары. Да, первая волна кризиса спала, но это не значит, что не будет второй. Компании активно оптимизируют затраты, и мы тоже пересматриваем свои расходы.

Из тенденций – налицо массовое развитие облачных  сервисов. Некоторые заказчики стараются «переехать» в облако, но большинство по-прежнему считают оптимальным вариантом – с точки зрения затрат и безопасности - размещение своего оборудования в надежном дата-центре.

Кроме того, актуальна модель уплотнения ресурсов – когда ЦОД может на одном сервере или наборе серверов оказывать большее количество услуг.

 

* * *

О последнем на сегодняшний момент введенном в эксплуатацию ЦОДе DataHouse.ru – екатеринбургском, который позиционирует себя как первый международный провайдеро-независимый дата-центр в данном городе,  – см. материал раздела «ЦОДы. Интеграция» от 20.04.2015.

 

Справка о компании

DataHouse.ru один из ведущих проектов группы компаний ФИЛАНКО, который работает на рынке ЦОД с 2006 года. На сегодняшний день компания имеет свою собственную распределенную сеть дата-цетров в городах Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург и Киев. Магистральную составляющую между дата-центрами обеспечивает собственная распределенная сеть точек обмена трафиком Cloud-IX.net, которая насчитывает более 150-и  включенных операторов связи по всей сети, что в свою очередь позволяет быстро и качественно доставлять запросы пользователей до контента.   В том числе  DataHouse.ru имеет связанность со всеми основными точками обмена трафиком по России и Европе таких как: Msk-IX, Spb-IX, Ekt-IX, D-TEL, DEC-IX. Datahouse  предлагает выгодные решения на услуги  Colocation и Dedicated:

Colocation - услуга размещение серверов клиента с обеспечением  всех необходимых технических, климатических условий с высокоскоростным доступом  сервера в сеть Интернет.  При размещении оборудования на специализированных  площадках, клиенты получают надежную работу, безопасное хранение данных, круглосуточную поддержку по схеме 24/7/365.

Dedicated - услуга аренды современных и надежных серверов, позволяет клиентам быстро получить серверы с  различными конфигурациями, программным обеспечением и профессиональными услугами администрирования.

Ключевые  технически преимущества размещения оборудования DataHouse.ru:

  • Во всех дата-центрах соблюдены принципы проектирования уровня Tier III
  • Электроснабжение в дата-центре реализовано по схеме городской ввод + ДГУ
  • Все дата-центры оборудованы ИБП (N+1), кондиционерами ( N+1) и системой пожаротушения
  •  Безопасность высшего класса: DataHouse.ru обеспечивает  многоуровневую систему безопасности при помощи физических средств охраны, устройств биометрической идентификации, систем охранного видеонаблюдения и мониторинга.

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Фиксированная связь, Интернет

Ключевые слова: хостинг, DataHouse