Руководитель практики управления активами компании «Интерпроком» Дмитрий Ефремов: «Роботов разной реализации на рынке сейчас много, но робот сам по себе – это только скрипт. А умение применить его для EAM - это уникально»

Разработки «Интерпрокома» в области EAM (Enterprise Asset Management, управление активами и основными фондами предприятия) базируются на уникальности компетенций и практических наработках. В портфеле компании - одно из первых внедрений IBM Maximo и первое в России внедрение IBM Tririga. Сейчас «Интерпроком» - единственная компания, подтвердившая компетенцию по решениям в группе продуктов IoT/EAM по управлению активами IBM Assets and Operations. Руководитель практики управления активами компании «Интерпроком» Дмитрий Ефремов считает: успешному ведению ЕАМ-проектов очень помогают роботизированные сервисы, и «Интерпроком» в этом направлении также имеет богатый опыт.

— Дмитрий, известно, что «Интерпроком» уделяет Enterprise Asset Management большое внимание. Расскажите, пожалуйста, о EAM-решениях вашей компании, развитии компании в части ЕАМ.

— Мы давно работаем на EAM-рынке и росли вместе с заказчиками. Например, по линии автоматизации технического обслуживания и ремонтов (ТОиР) мы переходили от реактивного обслуживания активов, где ремонт следовал за возникновением неисправностей, к превентивному обслуживанию оборудования, основанному на расписании, или всем знакомым планово-предупредительным ремонтам. Затем перешли к обслуживанию на основе наблюдений, основанному на данных мониторинга оборудования и оценки его состояния, а затем и к прогнозному обслуживанию с точечным предупредительным ремонтом. Сегодня мы помогаем каждому заказчику подобрать подходящую именно ему методологию автоматизации ТОиР - обслуживание по регламентам, обслуживание по показаниям или прогнозное обслуживание.

 

Руководитель практики управления активами компании «Интерпроком» Дмитрий Ефремов

 

По линии управления имуществом мы прошли путь от простого повышения достоверности учета имущества и отчета по ней и к решениям класса IWMS, интегрированных систем управления рабочими процессами, связанными с недвижимостью и площадями. Эта система концентрирует в себе абсолютно всю разнородную информацию об объекте недвижимого имущества, которой управляет: планировки БТИ, договоры аренды, субаренды, обслуживания, платежи, текущее состояние, произведенные ремонты, находящееся в нем оборудование, его состоянием и историей и так далее. И эта система становится платформой для последующего наращивания функций, например, для расчета KPI эксплуатирующих и обслуживающих подразделений.

Наш опыт в технологической и прикладной области ЕАМ позволил нам создать группу продуктов «Аксиома» по управлению активами. На платформе «Аксиома» мы предлагаем специализированные решения для повышения эффективности ТОиР, для повышения достоверности учета и формирования отчетности, для автоматизации процессов сервисного подразделения, а также для управления коммерческими площадями.

На высоких этапах развития таких систем управления уже нельзя обойтись без умных датчиков, а также роботов с роботизированными проверками.

Расскажите подробнее, что представляет собой роботизация в ЕАМ-проектах, в каких случаях она незаменима?

— Существенная часть ЕАМ-проекта – паспортизация, то есть рутинное заведение множества объектов, а выполнение ряда повторяющихся сложных активностей – как раз «привычная» задача для роботов. И в нашем арсенале есть скрипты, благодаря которым пользователь заполняет одно-два поля в паспорте объекта, а остальные 4-12 полей заполнит робот на основе общероссийских классификаторов. Быстро, удобно, гораздо меньше ошибок.

Другой пример роботизации – симуляция пользовательских подключений. Для стабильности ЕАМ-системы необходимо подтвердить возможность работы множества пользователей: в сложную инфраструктуру заказчика невозможно внести систему, которая не выдержит одновременной работы 4-5 тыс. пользователей. Причем зачастую у интегратора нет возможности протестировать созданную систему с таким числом реальных участников. А сырая разработка может парализовать систему, переведенную в промышленную эксплуатацию, и это приведет к катастрофическим последствиям для бизнеса. Так что в игру вступают роботы, с помощью которых мы проводим нагрузочное тестирование всех решений.

Еще хороший пример – функциональное тестирование системы. ЕАМ-проект зачастую продолжается несколько лет и характеризуется множеством изменений и доработок. Поэтому тестирование функционала, на который могут повлиять изменения – важнейшая задача! Кроме того, с ростом системы наращивается и функционал, его надо тестировать на ошибки и конфликты, и, если проводить проверку вручную, то есть вручную выполнять все возможные действия и их сочетания, то такое тестирование со временем будет становиться все более долгим и затратным.

Роботы и роботизированные проверки позволяют провести и нагрузочный тест, и регрессионное функциональное тестирование гораздо быстрее, точнее, дешевле, чем если бы мы делали это вручную. Теперь это одно из направлений нашей работы – аудит систем заказчика с помощью роботов.

 

Пример отчета комплексного роботизированного тестирования EAM-системы

 

Какими компетенциями в области роботизации, в том числе уникальными, «Интерпроком» обладает?

— Наша экспертиза включает в себя управлением активами на платформах IBM Maximo и IBM Tririga – это многопользовательские платформы, которые жестко следят за авторизованными пользовательскими сессиями, и стандартными способами эти системы не предполагают подключения множества сессий на одного пользователя. Выходом из ситуации может стать генерация на проверяемой системе множества временных пользователей с целью выдачи каждому правильного идентификационного ключа. А как это реализовать или обойти? Мы это умеем.  

Вообще, роботов разной реализации на рынке сейчас много, но робот сам по себе – это только скрипт. А умение применить его для EAM-платформ - это уникально!

Наши роботы гибко масштабируемы для эмуляции работы тысяч пользователей, мы отлично собираем статистику их работы, мы можем ее красиво отображать. Кроме того, мы проработали схему минимизации влияния инфраструктуры тестировщика на тестируемый объект. Если требуется запустить много экземпляров роботов, мы прибегаем к легко масштабируемым облачным серверам.

При этом наши роботы не только тестируют, но и помогают решать ежедневные функциональные задачи, так сказать, срезать углы с помощью «шорткатов». Здесь, как и во всем другом, в приоритете для нас экономический смысл проведения изменений в существующих системах. Например, у заказчика сменился бизнес-процесс, и рутинная вещь, ранее реализованная в системе, становится ненужной. Несмотря на это, система все еще просит проставлять галочки в формах, что отнимает время пользователей. Казалось бы, проще всего просто изменить этот процесс в системе, но здесь надо быть предельно осторожными: может быть, это исправление затронет основополагающую часть платформы, что потребует больших вложений на реализацию и внедрение, не избавляя от рисков.

Экономически оправданное решение может заключаться в том, чтобы заполнять ненужную форму робитизированным способом. Написать робота - дешевле и несет меньше рисков, чем изменения в системе. К тому же роботизацию, в отличие от рефакторинга, можно начать безотлагательно, почти сразу, как составлено техзадание. С нашим роботом-шорткатом пользователь просто забудет о существовании лишнего звена, он нажмет кнопку «Далее», робот подхватит команду, поставит бесполезные галки и переведет пользователя на следующий экран с важной информацией.

Какие ваши ЕАМ-проекты вы оцениваете как наиболее «продвинутые»?

— Я горжусь несколькими нашими «проектами будущего» федерального уровня. Там мы использовали системы «Аксиома» и умные датчики, промышленные протоколы и рациональное хранение данных для последующего анализа. Работа с датчиками включала интеграцию ЕАМ со SCADA, системой мониторинга объектов. В итоге заказчики получили системы автоматического принятия решений по показаниям самодиагностики оборудования. Другими словами, созданные нами системы автоматически реагировали на превышения пороговых значений датчиков или на зафиксированные события, сами включали в оперативный план работ заявку на внеплановое ТО и назначали нужных исполнителей для ремонта оборудования. Разумеется, это снизило и нагрузки на диспетчерские службы, и расходы на обход и ручной контроль состояния объектов управления.

Аналитические инструменты наших систем обрабатывают данные, качественно собранные нашими системами с датчиков, и выдают прогнозы от 80 до 91 % точности, выявляют скрытые угрозы выхода оборудования из строя через контроль комплекса параметров, определяют ответственных за объект эксплуатации и формируют пакет документов для решения проблемы и выявления виновного.

Но есть и другого рода «проекты будущего» - с использованием роботизации. Например, один из наших заказчиков несколько лет бился над проблемой устройства нагрузочного тестирования, желая повысить производительность системы при большом количестве пользователей. Разумеется, мнение по умолчанию: больше «железа» - лучше производительность. Но приобретение дорогого оборудования должно быть оправданным, заказчик сперва должен убедиться, что его средства в инфраструктуру будут вложены не напрасно. Надо снять риски, определить, как ведет себя система на разном аппаратном обеспечении, какая зависимость от количества пользователей, и при этом нужно учесть и исключить архитектурные ограничения, которые не решаются простым наращиванием ресурсов. Без нашего опыта и роботов эти задачи выполнить сложно! Мы написали скрипты и помогли заказчику определить, как наращивание железа помогает в производительности и какое предельное число пользователей может работать с системой. Мы построили графики, составили необходимый прогноз, подобрали оптимальное железо относительно числа пользователей.

Другой заказчик активно развивает свою ЕАМ-систему самостоятельно, однако постоянно заказывает у нас регрессионное тестирование, то есть регулярно проводит актуализацию сценариев и поиск ошибок и тупиков, эдаких атавизмов, которые остались от прежних доработок и никому уже не нужны, но по-прежнему требуют от пользователя каких-то действий. Почему заказывает тесты у нас, а не делает сам? Недостаточно писать роботов, надо знать, что проверять.

В каком направлении будут развиваться EAM-решения семейства «Аксиома», в частности, какие еще возможности в части роботизации планируется открыть в них?

— Для «Аксиомы» роботизация - это в первую очередь повышение качества разработки и доработки самой «Аксиомы». Мы тестируем «Аксиому» своими роботами: проверяем сценарии, смотрим на поведение системы в пиковых нагрузках, знаем ее предел. Внося обновления в функционал системы, мы предварительно проверяем роботами все, на что влияют вносимые изменения, – и, соответственно, повышаем качество «Аксиомы» и минимизируем свои трудозатраты, а значит, снижаем ее стоимость.

Роботизация сейчас активно обсуждается в ИТ-сообществе. Какие вообще сферы применения этим технологиям вы видите?

— Роботизировать работы можно для любого веб-приложения как на стадии разработки, так и в промышленной эксплуатации. С правильными роботами разработка может быть в разы быстрее и качественнее, а жизнь пользователей в системе – комфортнее. Вообще же, повторюсь, абсолютно любой бизнес-процесс, который связан с рутиной, может быть реализован умными роботами! И мы в полной мере готовы к проектам любой сложности.

А если мечтать, то вершиной роботизированной автоматизации, очевидно, должны стать роботы, заменяющие своего создателя. Например, нейросеть, которая будет составлять технические задания на разработку, которую, разумеется, будут вести другие роботы. Или нейронная сеть, которая сама пишет приложения, если ей дать всего лишь желаемый интерфейс будущего приложения. Или скрипт, который проведет конфигурирование любой системы с помощью единственного клика по кнопке «do the needful». И это все не такая уже и фантастика. Мы не только это застанем, но и примем активное участие в строительстве такого будущего.

Большое спасибо за беседу!

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Интеграция

Ключевые слова: EAM, Интерпроком