Директор по коммерции и стратегическому развитию бизнеса «Триколор ТВ» Павел Басов: «Если бизнес развивается хорошими темпами, его стратегия не может быть неправильной».

В последнее время весьма актуален тренд, когда интернет-провайдер становится мультисервисным и запускает услуги IP-телевидения. Случай же, когда федеральный оператор спутникового телевидения «Триколор ТВ» («Национальная спутниковая компания») начал предоставлять услугу доступа в Интернет, для российского рынка стал практически уникальным. Мы расспросили директора по коммерции и стратегическому развитию бизнеса «Триколор ТВ» Павла Басова о том, чем спутниковый Интернет лучше других своих аналогов, о том, как компания чувствует себя на российском рынке, как оценивает свое будущее и о многом другом. Напомним, что Павел Басов был назначен на эту должность недавно, перейдя из «Северо-Западного Телекома» (ныне – «Ростелеком»), и это его первое интервью в данной должности.

 В 2010 году «Триколор ТВ» стал предоставлять своим абонентам услугу доступа в Интернет. Расскажите, насколько эта услуга оказалась востребованной? Сколько абонентов успели подключиться к Интернету от «Триколор ТВ», каков это процент от общей абонентской базы «Триколора»?

- Услугу доступа в Интернет «Триколор ТВ» начал предлагать своим абонентам с февраля 2010 года. Услуга была запущена в тестовом режиме и предоставлялась бесплатно. В апреле 2011 года мы ввели тарифные планы: подключение на скорости 128 кбит/с обходится абоненту в 99 рублей в месяц, 512 кбит/с – в 699 рублей, а 1024 кбит/с – в 999 рублей С момента запуска к «Триколор-Интернету» подключилось более 12 тыс. пользователей, при этом абонентами востребованы все три предложенных тарифных плана. Понятно, что по сравнению с общим количеством абонентов «Триколор ТВ» (8 млн) процент пользователей сервиса не особенно впечатляет, но мы рассматриваем «Триколор-Интернет» не как один из главных источников дохода компании, а, скорее, как один из дополнительных сервисов, повышающих общую привлекательность услуг «Триколор ТВ».

 Чем, на ваш взгляд, «Триколор-Интернет» может выгодно отличаться от стандартного «наземного» ШПД?

- Спутник, с которого передается входящий трафик «Триколор-Интернета», равномерно покрывает качественным сигналом всю европейскую часть территории России. Это значит, что уверенный прием сигнала, а следовательно, бесперебойный доступ к сети Интернет гарантирован там, куда, образно говоря, никакой кабель не дотянуть. У услуги есть своя ниша, в которой конкурировать со спутниковым Интернетом очень тяжело.

 Так как спутник может только принимать данные, исходящий трафик будет направляться через наземные каналы, например сотовый модем. Какова в текущий момент ситуация с поставщиками услуг мобильной связи, удалось ли договориться об отмене платы за исходящие данные?

- В настоящее время переговоры об этом ведутся.

 С какими игроками российского ИТ-рынка, помимо операторов сотовой связи, вы имеете дело? С кем из них у «Триколор ТВ» успели сложиться долгосрочные партнерские отношения?

- Мы успешно сотрудничаем с целым рядом таких компаний, особо хочу выделить Microsoft. В свое время мы первыми в России внедрили их продукт MS Project 2010, в «Триколор ТВ» работают специалисты, сертифицированные Microsoft.

 «Триколор ТВ» является крупнейшим оператором спутникового ТВ в России. Как вы оцениваете будущее сегмента спутниковых услуг для населения российского ИТ-рынка? Каковы ваши отношения с ближайшим конкурентом («НТВ Плюс»)?

- По данным английской исследовательской компании IHS Screen Digest, «Триколор ТВ» является не просто крупнейшим оператором спутникового ТВ в России, а вообще крупнейшим оператором платного ТВ в Восточной Европе и входит в десятку крупнейших в мире операторов платного ТВ. С позиций лидера отрасли мы оцениваем наши перспективы очень высоко – совершенно четко прослеживается тренд роста темпов увеличения нашей абонентской базы. Так, на начало 2011 года у нас было примерно 7,5 млн абонентов, в апреле мы подключили 8-миллионного абонента, а к концу года мы планируем, что абонентская база «Триколор ТВ» достигнет отметки в 10 млн. Учитывая, что абонент – это не один телезритель, а целое домохозяйство, к новогодним праздникам нас будет смотреть примерно 30 млн человек, или примерно каждый пятый житель России. Всего же в зоне покрытия сигнала «Триколор ТВ» проживает порядка 125 млн россиян – значит, нам есть куда расти.

Что касается «НТВ-Плюс», с ними у нас сложились нормальные рабочие отношения. В частности, мы реализуем совместный проект по вещанию для абонентов «Триколора» телеканала «НТВ-Плюс Наш Футбол». Кроме того, нельзя сказать, что этот оператор является нашим прямым конкурентом – мы работаем на разные сегменты рынка и, соответственно, разные целевые аудитории. «НТВ-Плюс» позиционирует себя как оператора класса премиум, мы же доступны всему населению страны.

 Какие программы стратегического развития существуют сейчас в «Национальной спутниковой компании»?

- Если говорить о стратегии, стоит отдельно отметить два основных направления. Первое – это контент, здесь мы продолжаем увеличивать количество телеканалов в наших пакетах, чтобы каждый телезритель смог найти себе канал по вкусу. Например, мы запускаем проект «Геокод», который дает возможность местным телеканалам из каждого региона вещания «Триколор ТВ» транслировать свой сигнал со спутника. Благодаря этому проекту телезрители, проживающие в местности с плохим покрытием эфирного сигнала, смогут смотреть региональные новости и другие программы местного производства. Также скоро будет запущен проект «Триколор-Радио», и нашим абонентам по всей России станут доступны передачи десятков лучших российских радиостанций.

Второе стратегическое направление – дополнительные сервисы компании. Мы уже предложили нашим абонентам почтовый сервис, благодаря которому электронные письма приходят прямо на экран телевизора адресата, тематическую электронную газету, которую также можно просматривать на экране телевизора, уже упоминавшийся «Триколор-Интернет», сервис заказа лучших мировых кинофильмов.

Буквально только что, 1 июля, мы запустили еще один фильмовый сервис – «Кинозалы «Триколор ТВ». Принцип работы – на каждом из 12 каналов сервиса фильмы начинаются с интервалом в 30 минут, в сутки доступны к просмотру 12 фильмов, каждый день один «старый» фильм уходит из сетки, вместо него появляется новый. «Фишка» не только в том, что если вы опоздали к началу фильма, вы сможете начать просмотр чуть позже на другом канале. Вы можете начать смотреть его с середины, досмотреть через пару часов, когда он будет идти на другом телеканале и т. д.

Один из отечественных операторов в свое время предлагал нечто подобное, но у него были задействованы всего 3 канала, поэтому общее число доступных фильмов было невелико. Мы же задействуем для сервиса большие спутниковые емкости, поэтому и каналов 12, и посмотреть наши абоненты в течение года смогут порядка 400 фильмов. А к сентябрю мы разработаем специальный интерфейс, который сделает услугу уникальной. Зритель сможет выбрать в меню фильм и часть, с которой он хочет его смотреть, и приемник автоматически переключит телевизор на нужный телеканал. При этом минимум в течение ближайшего года сервис будет бесплатным для всех абонентов с действующей подпиской на пакет каналов «Супер-Оптимум».

Мы постоянно двигаемся вперед, придумываем что-то новое, именно поэтому темпы развития «Триколор ТВ» столь впечатляющи.

 Как вы можете оценить продуктовую и маркетинговую стратегию НСК? Происходит ли сейчас освоение новых направлений бизнеса в компании?

- Думаю, если бизнес развивается хорошими темпами, его стратегия не может быть неправильной. Что касается новых направлений, наше богатство, в прямом и в самом прямом смысле, – наши абоненты. Мы набрали очень внушительную абонентскую базу, пора начать более активно ее монетизировать. При этом в наших абонентах мы видим не только источник дохода, но и часть большой и дружной семьи «Триколор ТВ». Чтобы наши абоненты почувствовали это, мы планируем для них различные программы лояльности.  

 Каким вы видите будущее «Национальной спутниковой компании»?

- Однозначно, самым светлым. Мы всего 5 лет работаем на рынке, а уже входим в десятку мировых лидеров. Знаете, многие компании, когда начинают свой бизнес, говорят: мы маленькие, но мы очень стараемся, у нас низкие цены и очень хорошее качество. Потом они становятся большими, у них растут цены, они перестают стараться, и это общая тенденция, таков жизненный цикл большинства компаний.
Мы продолжаем стараться, придумывать что-то новое, интересное и полезное для наших абонентов, и мы будем стараться и дальше – такова философия «Триколор ТВ».

 

Биографическая справка

Павел Владимирович Басов родился 19 июля 1976 года в Ленинграде. Выпускник Государственного университета телекоммуникаций им. проф. Бонч-Бруевича (специальность «радиосвязь, радиовещание и телевидение»), в 2000 году окончил Институт экономики и финансов по направлению «Маркетинг». С 2001 года по 2004 год занимался развитием телематических услуг в ЗАО «Петерстар», откуда перешел в ООО «БиФри» на должность руководителя направления 3G. В 2005 году возглавил отдел продаж ОАО «Северо-Западный Телеком», с 2007 года – директор департамента стратегического развития бизнеса и маркетинга ОАО «Северо-Западный Телеком». С июня 2011 года работает в ЗАО «Национальная спутниковая компания», занимаясь формированием системы стратегического и оперативного управления основной операционной деятельностью, направленной на обеспечение долгосрочной прибыльности компании.

Справка о компании

«Триколор ТВ» – крупнейший российский оператор спутникового телевидения, осуществляющий цифровое вещание пакета телевизионных каналов на европейскую часть территории РФ (c 2005 года), а также территории Сибирского, Уральского и части Дальневосточного округов (с 2007 года).

С 2010 года наряду с услугами ТВ-вещания оператор предлагает услуги спутникового Интернета и pay-per-view. Оператор придерживается политики взимания минимальной абонентской платы – 600 рублей в год за просмотр пакета из 77 цифровых телеканалов. При этом доступ к просмотру пакета основных российских каналов предоставляется бесплатно. По количеству абонентов «Триколор ТВ» является самым массовым среди российских операторов цифрового телевидения. К 2011 году объем аудитории «Триколор ТВ» достиг отметки в 7,5 млн домохозяйств.

Автор: Алексей Голиков.

Тематики: Фиксированная связь, Маркетинг, Кадры

Ключевые слова: спутниковый Интернет, спутниковое телевидение, Триколор ТВ