Генеральный директор ООО «СЗК «Инфосвязь» Валерий Угрюмов и руководитель отдела по работе с клиентами Александр Сильченко: «Люди наконец поняли, какой в SMS заложен потенциал!»

В марте 2012 года представители spbIT.ru встретились с генеральным директором компании ООО «СЗК «Инфосвязь» (известна под брендами Stream Telecom и StreamSMS) Валерием Угрюмовым и руководителем отдела по работе с клиентами Александром Сильченко (на фото) и побеседовали на тему того, как удалось компании добиться такого значительного роста, какую роль в этом сыграл ребрендинг компании, как себя чувствует рынок мобильного маркетинга и рекламы в России, а также каковы перспективы дальнейшего использования SMS в качестве способа информирования реальных и потенциальных клиентов, насколько востребованы SMS-оповещения сейчас и как добиться безопасности в контексте данного сервиса.

 Расскажите о том, как появился Stream-Telecom? Откуда пришла идея, как набирали команду?

С.А. В 2007 году мы встретились с Валерием и решили организовать сервис для совместного SMS-уведомления, которое могло бы использоваться как для маркетинговых, так и для транзакционных задач. В то время Валерий работал начальником ИТ-департамента, я работал в телекоме (например, прошел хорошую «школу» в Web Plus и в компании «КОМПЛИТ»). Оба мы были уже опытными в бизнесе людьми и понимали необходимость уникальных сервисов в тех нишах, которые еще оставались свободными. SMS мы выбрали потому, что это как был, так и остался до сих пор самый простой и лучший транспорт для передачи коротких сообщений. По сравнению с e-mail у SMS есть одно очень важное преимущество: учитывая, что этот сервис традиционно платный, SMS никогда не страдали от такого массового спама, который обычно приходит по e-mail. Кроме того, SMS доступны на любых моделях телефонов, включая самые старые, что делает такой сервис как самым доступным, так и самым распространенным с точки зрения мобильности. Итак, в 2007 году мы договорились об основных принципах работы, а годом позже зарегистрировали юридическое лицо, сделали сайт, а также в начале 2008 года стартовал наш первый проект Stream-SMS.

У.В. Все наши проекты, конечно же, образовались не из воздуха. На предыдущих местах работы мне доводилось иметь дело с разными сервисами SMS-информирования. Тем не менее у меня уже тогда накопилось немало идей, которые хотелось воплотить в жизнь. Изначально я хотел оформить свои идеи в некий проект, однако после совместного обсуждения с Александром мы решили создать совместную компанию, которая должна была заниматься этим направленно, не совмещая это с какими-то другими видами деятельности. Скомпоновав имеющийся технический опыт и знания, полученные в ИТ-отрасли, мы с Александром начали работу компании.

 Пришлось ли вам в момент создания компании столкнуться с конкурентами?

У.В. Да, в тот момент конкуренция на рынке присутствовала. Были представлены пять компаний, однако рынок находился на стадии зарождения. Сейчас рынок перешел в стадию зрелости, и на нем остались только сильные, серьезно настроенные игроки.

 Расскажите о ваших первых заказчиках и проектах.

У.В. Первые наши проекты были связаны с автомобильной отраслью. Одним из первых заказчиков стала автомобильная компания «Лаура». Их задачей была автоматизация корпоративной системы взаимоотношений с клиентами. Заказчику хотелось автоматизировать и централизовать оповещение о рекламных акциях. Все было «завязано» на программные продукты «1С», на основе которой и происходило внедрение.

 

Генеральный директор Stream-Telecom Валерий Угрюмов



 Расскажите, как развивалась ваша компания далее, в 2008 – 2010 годах.

С.А. В 2008 году мы реализовали несколько проектов, сделали выводы из полученного опыта и уже в 2009 году предприняли важный шаг: переход на веб-интерфейс. Работа непосредственно и только с ПО не могла реализовать всех наших возможностей, вдобавок ПО постоянно приходилось поддерживать, ПО в нашем случае не являлось кросс-платформенным, а использовать сложные специализированные решения мы не стали в силу их трудоемкости. Что касается сайта, то html4 работает на всех платформах без видимых трудностей.

У.В. Тогда же, в 2009 году, мы в качестве одного из клиентов получили Сбербанк, и мы проводим совместные проекты ежегодно: либо на Петербургском экономическом форуме, либо же с Сочинским форумом.

С.А. В 2010 году состоялось начало нашего ребрендинга. Мы начали переход под бренд Stream-Telecom. Дело в том, что наши клиенты хотят производить рассылку не только посредством SMS, но также и e-mail, а также производить другие рассылки. У нас все эти услуги возможны в едином интерфейсе, с единой оплатой и рублевым биллингом в личном кабинете на нашем сайте. Среди дополнительных услуг у нас есть голосовые сообщения (похожие на известный сервис с голосовой открыткой – розыгрышем), а также возможность узнать об активности каждого абонента в базе и о том, не находится ли он в роуминге. Голосовые сообщения, кстати, единственный способ оставить сообщение для тех пользователей из базы, которые оставили для связи не мобильный, а стационарный номер телефона, на который послать SMS невозможно. С голосовыми сообщениями эти телефоны могут взаимодействовать, и такие номера не приходится исключать из маркетинговой стратегии, как это делают все остальные поставщики подобных услуг.

 А как все эти процессы продолжались в 2011 году? Какими услугами сейчас пользуется ваш среднестатистический клиент?

С.А. Чаще всего пользуются связкой «SMS + e-mail». Скоро появится возможность рассылки MMS из «Личного кабинета». Мы считаем, что это будет трендовая услуга. Ведь если речь идет о том, что где-то вышла новая коллекция одежды или появился новый автомобиль, потенциальному клиенту удобнее увидеть это, нежели об этом прочитать. Также появилась такая важная услуга, как «SMS-реклама». Отличие от SMS-рассылки, чья база составлена на основе анкетирования, заключается в том, что такие SMS приходят в том числе и тем людям, которые о вас не знают. Таким образом, мы убираем то противоречие, что заказчику хочется новых клиентов, но он остается ограничен собственной рассылкой.

У.В. Мы стараемся работать как с мелким и средним, так и с крупным бизнесом, так как считаем, что должны работать все каналы связи с покупателями. Я имею в виду, что и SMS-информирование, и MMS-информирование, и голосовое информирование – все они должны происходить из одного кабинета, по одному договору, без каких-либо дополнительных телодвижений со стороны маркетологов.

Также хочется сказать, что в 2010 – 2011 годах мы перешли от работы с крупными проектами к работе с розничным бизнесом. Если крупные игроки (например, банки) требуют только качества и низкой стоимости услуг, то малые компании требуют подхода, заточенного под их индивидуальность. Сейчас у нас более 5 тыс. клиентов со всей России и некоторых стран СНГ. Мы стараемся охватить как можно больше сегментов, но при этом сделать наши услуги наиболее универсальными, чтобы затрачивать на каждого клиента примерно равное время.

 Расскажите вкратце о вашей инфраструктуре.

У.В. Для наших нужд мы пользуемся сторонними дата-центрами, размещая наше оборудование – как основное, так и резервное – по всей России. У нас есть серверы в Москве и в Петербурге на двух площадках. Сделано это для резервирования, распределения нагрузок и помехозащищенности. Все данные должны быть продублированы, потому что ни один из существующих дата-центров не может гарантировать полной бесперебойности. Также мы договариваемся о подключении непосредственно к оборудованию операторов, рассылающих SMS. В этом году у нас намечается плотное сотрудничество с одним крупным оператором связи родом из Петербурга.

С.А. Работа напрямую с операторами нужна для оптимизации используемых каналов связи и маршрутов, по которым движутся SMS. Если все работает слаженно, SMS приходят очень быстро, без задержек. Исключены ситуации, когда SMS может опоздать и пройти глубокой ночью. И если мы работаем с каким-то конкретным оператором, чьи абоненты должны получить наши SMS, то лучше, конечно, их рассылать через шлюз данного оператора.

У.В. Интересно, что в Европе существует система маршрутизации SMS от одного оператора к другому – так называемый SMS-хаббинг. Это используется в европейских странах, население которых значительно меньше, чем в России, а сотовых операторов – значительно больше, то есть хорошо развита конкуренция и не существует таких условий, как у нас, когда операторы сами договариваются друг с другом о пропуске через себя чужого трафика. Существуют некие компании, к которым они подсоединяются и в которых существуют расценки на вход и выход трафика. Считаю, что данная система со временем должна развиться и в России и, во всяком случае, для Stream-Telecom ее наличие будет также удобным.

 А как выглядят ваши клиенты в странах СНГ?

С.А. Портретно они похожи и на российских клиентов. В первую очередь среди них можно назвать ретейл. А в целом зарубежный бизнес предпочитает работать с локальными игроками, особенно на Украине. Если же кто-то из наших зарубежных заказчиков выбирает нас, то это, как правило, означает, что он хочет работать как на свой местный рынок, так и на российский.

 Как вы планируете дальнейшее развитие компании?

С.А. На данном этапе мы создали модульный «личный кабинет», позволяющий добавлять дополнительные услуги даже в онлайн-режиме. Кроме того, будем развивать услугу SMS-рекламы, будем расширять MMS-услуги, а также у нас уже запущена услуга «мобильной коммерции» для платежей мобильного устройства. На наш взгляд, данная услуга является хорошей, более удобной альтернативой «коротким номерам».

У.В. Данную услугу ввела на рынок компания «Mobi Деньги», начав внедрение этой услуги на рынок с оператора «Билайн». Сейчас эта услуга развита у всех операторов, во многом – благодаря инициативе самих операторов, захотевшим сделать более удобной для своих абонентов оплату микроплатежей. При этом плюс в том, что можно оплачивать совершенно произвольной суммой денег.

Что же касается нашей компании, то работая по агентской схеме, мы получили возможность свести оплаты от всех операторов в единый интерфейс – единое платежное окно. Единственный недостаток «мобильных платежей» в России как услуге – это то, что не такой большой процент абонентов в принципе готов ею пользоваться. К тому же обычно на мобильном счету абоненты хранят не более 300 – 400 рублей. Поэтому для подобного сервиса у нас оказываются доступны только микроплатежи для «микроуслуг».

С.А. В целом рынок SMS в последние годы продолжает расширяться, так как люди, наконец, поняли, какой в SMS заложен потенциал, насколько широко и повсеместно его можно использовать. К сожалению, этот тренд подхватили и маленькие компании без портфолио и четких позиций на рынке, которых мы называем «мыльными пузырями». Такие компании часто оказывают некачественные рекламные услуги посредством SMS – чаще всего это касается рассылки спама, что вызывает недовольство как со стороны операторов, так и их абонентов. Многие люди, к сожалению, предпочитают скачивать базы и спамить через дешевые каналы.

 А как же быть с недовольством самих абонентов?

С.А. В этом плане все основные риски операторы берут на себя. У многих в заключаемом с абонентом договоре имеется пункт, гласящий, что оператор может высылать абоненту все, что угодно. Абонент, в свою очередь, имеет право отказаться от любых рекламных рассылок.

 Приходится ли вам сталкиваться с мошенниками, действующими через SMS-рассылки?

С.А. Да, нам встречаются случаи такого мошенничества. В основном это касается услуг, активизируемых через «короткие номера». Собственно, именно по этой причине в первую очередь мы решили прекратить работу с «короткими номерами». Бывает, когда мошенники рассылают SMS с лживой информацией, используя методику так называемой социальной инженерии, но в этом случае с нашей стороны бороться с подобными мошенниками оказывается затруднительно. В то же время сейчас с мобильным мошенничеством стали бороться подобающим образом, и эта волна пошла на спад.

В настоящее время самым популярным способом распространения вредоносного контента является MMS, приходящие на смартфоны и содержащие ссылки на загрузку троянов. Конечно, операторы сейчас активно внедряют антиспам-фильтры, которые блокируют большую часть подобных MMS. Что же касается Stream-Telecom, то мы также проводим автоматическую модерацию, а все наши клиенты проходят у нас предварительный контроль, как минимум на стадии заключения договора.

 

Подробности

Валерий Угрюмов родился 25 октября 1982 года в г.Ленинграде. В 2005 году окончил СПбГЭТУ (ЛЭТИ), где познакомился со своим одногруппником и будущим партнером Александром Сильченко. С 2003 по 2008 год работал старшим системным администратором, а затем и техническим ИТ-директором крупной региональной химической компании. С 2008 года является одним из основателей и генеральным директором ООО «Северо-Западная компания «Инфосвязь» (Stream Telecom™, StreamSMS™).
- Публикации в Интернет СМИ – www.DP.ru, www.SpbIT.ru.
- Участие в выставках – Mobile World Congress 2012, Российская конференция SMS/MMS/WAP media & solutions 2009.

Александр Сильченко родился 17 августа 1982 года в г.Ленинграде. В 2005 году окончил СПбГЭТУ (ЛЭТИ), где познакомился со своим одногруппником и будущим партнером Валерием Угрюмовым. В сфере информационных технологий Александр Сильченко работает уже более 10 лет, в том числе в компаниях: «Аудиторская фирма «Балтика», ЗАО «Вэб Плас» и в крупных системных интеграторах – Комплит и BCC.
С 2008 года является одним из основателей и руководителем отдела по работе с клиентами ООО «Северо-Западная компания «Инфосвязь» (Stream Telecom™, StreamSMS™).
- Имеет сертификаты – Citrix Certified Administrator (2007), SAP Development Consultant XI (2009).
- Публикации в прессе – журнал «Секрет фирмы» (ИД Коммерсант), газета «Деловой Петербург», журнал «Коммерческий директор».
- Публикации в Интернет СМИ – www.DP.ru, www.SpbIT.ru, www.ProContent.ru
- Участие в выставках – Mobile World Congress 2012, Российская конференция SMS/MMS/WAP media & solutions 2009.

Автор: Алексей Голиков.

Тематики: Мобильная связь, Маркетинг

Ключевые слова: мобильный маркетинг, SMS