Хороший? Плохой? Поддельный? Зачем покупать оригинальный картридж

Использование неоригинальных расходных материалов для корпоративной печати сегодня исключительно популярно и даже модно как среди представителей малого бизнеса, так и среди крупных компаний и предприятий госсектора. С другой стороны, поддельный или перезаправленный картридж по степени надежности можно сравнить с пиратской копией антивируса, скачанного в Сети: конечно, на первых порах он решает проблему и позволяет сэкономить, но всегда ли сможет обеспечить надежность? Возможно, в долгосрочной перспективе, с учетом всех дополнительных издержек, «родные» расходники окажутся и не настолько финансово неподъемными, как кажется? Над этими вопросами мы порассуждаем вместе с экспертом из компании HP.

Стабильный заработок на подделках

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) оценивает годовой оборот всех контрафактных товаров в $200 млрд. Урон, причиняемый мировой экономике торговлей подделками составляет около 500 млрд. евро - это 5-8% от мирового оборота фирменных товаров. Годовой оборот контрафактных расходных материалов для печатающих устройств - тонеров и картриджей, по данным ряда вендоров, достигает $1 млрд. В целом же, по оценке международного антипиратского консорциума «Деловое сообщество за противодействие подделкам и пиратству» (BASCAP), ежегодные потери мировой экономики находятся на уровне $1,5 трл., с каждым годом сохраняя тенденции к росту. Посчитать убытки, которые прямо или косвенно понес из-за использования поддельных комплектующих конечный потребитель, можно, но несколько сложнее.

Проблема контрафакта в области расходных материалов для печатающих устройств актуальна для рынков всех стран и различается лишь своим масштабом. Доказано на практике, что в государствах с растущим благосостоянием населения и бизнеса доля контрафакта снижается. Россию в этом плане можно сравнить с некоторыми другими развитыми странами, однако в периоды кризиса - и нынешнего, и 2008 года — у предприятий возникает серьезная необходимость экономить, и потребитель гораздо чаще ищет альтернативу сравнительно дорогим подлинным комплектующим. Производители подделок, в свою очередь, пользуются этим в свое удовольствие.

Процент контрафакта, присутствующий на рынке, вендоры не раскрывают, однако отмечают, что он растет в первую очередь в системе корпоративных и государственных закупок, - там, где присутствуют тендеры и покупатель выбирает лучшую цену. Для поддельщиков это может стать настоящей «золотой жилой», так как они способны предложить цену ниже, чем честные поставщики. Участие в тендерах они принимают, как правило, через подставных лиц.

Контрафакт производят обычно в той стране, где и реализуют: через таможню этот товар, особенно уже упакованный в «оригинальные» коробки с названием бренда, провезти сложно. Хотя это могут быть и дешевые китайские клоны, которые закупаются в Поднебесной и перевозятся без товарного знака, «брендированным» такой товар становится уже на месте, в России. Таким образом, у производителя поддельных картриджей для принтеров основной рабочий и финансовый ресурс уходит на то, чтобы идеально скопировать внешний вид упаковки.

Если говорить о потребительском секторе, то сегодня доля контрафакта здесь также присутствует. Причем если несколько лет назад основным каналом продаж были небольшие уличные торговые точки, то сейчас ключевые каналы сбыта контрафакта – рынок e-commerce. В крупных ритейлерах эта вероятность стремится к нулю. «В онлайн-магазинах пользователь видит только картинку, сложно оценить по ней, контрафакт это или нет. Законодательных запретов на использование неоригинальных комплектующих в России нет – покупатель приобретает принтер, и может делать с ним что хочет. Но гарантия производителя не распространяется на ту технику, причиной поломки которой было использование неоригинальных комплектующих либо иное несанкционированное вмешательство. Продажа и производство контрафакта влечет за собой два серьезных правонарушения – использование чужого товарного знака и мошенничество в отношении покупателя. Лет пять назад, когда производители контрафакта были еще «непуганые», на одной из баз в Подмосковье изъяли тысяч 300 готовых изделий и компонентов для них. Объем рынка подделок под расходные материалы HP упал тогда в два раза», - отмечает менеджер по развитию категории расходных материалов компании HP в России Анвар Давлетшин. 

 

Менеджер по развитию категории расходных материалов компании HP в России Анвар Давлетшин


Распространение подделок законодательно считается мошенничеством, однако спрос на них существует: хотя бы потому, что далеко не все покупатели догадываются, что стоит за неправдоподобно низкой ценой.

Бороться и искать, найти и обезвредить

Борьба вендоров с контрафактом тоже не стоит на месте. Так, многие официальные производители вроде HP организуют в разных странах специальные отделы по борьбе с поддельной продукцией, выпускаемой под их брендами. «Понять, контрафакт перед вами или нет, можно: надо внимательно рассматривать упаковку и защитные наклейки, - сообщает Анвар Давлетшин. - Голографические наклейки на лазерных картриджах расположены на отрывной ленте, и при открытии коробки разрываются, для этого голограмма должна быть достаточно тонкой. Ее изображение можно посмотреть на сайте, там есть также голографические символы, движения которых еще не научились подделывать. Иногда пираты вскрывают коробку с обратной стороны, чтобы не повредить наклейку – тогда надо проверять, нет ли повреждений на самой упаковке. Помимо этого, каждая защитная наклейка имеет свой серийный номер, который можно проверить по базе данных HP и на сайте hp.com/ok. Логотип и номер партии изделия выдавлены прямо на пластике.
Также компании проводят для своих партнеров и заказчиков обучающие кампании по распознаванию подделок, а при подозрении в качестве уже привезенной продукции могут прислать специалиста-оценщика. Более того, существуют приложения вроде HP eSupplies, которые предназначены для определения подлинности расходника, что также можно проверить c помощью любого сканера QR-кода. К тому же, компания HP может прислать своего эксперта к крупным заказчикам при возникновении любого подозрения в происхождении приобретенных расходных материалов.


Законная альтернатива — что с ней?

Помимо фирменных картриджей, заправленных фирменными же чернилами от производителя оргтехники той же марки, потребителю доступно несколько альтернативных вариантов, которые, в отличие от подделок, являются легальными. Основные из них – это совместимые новые («клоны»), восстановленные картриджи и перезаправленные картриджи.

Промышленное восстановление расходных комплектующих для печати началось еще в 1985 году, и за 30 лет этот рынок вырос и окреп: только в США в перерабатывающей индустрии работают более 13 тыс. компаний, а процент восстановленных картриджей колеблется на уровне 30%. В России этот рынок еще разнообразнее. Правда, официальной статистики по производству, а тем более использованию физическими лицами и даже компаниями восстановленных картриджей и тонеров не существует. Однако некоторые фирмы, специализирующиеся на производстве совместимых комплектующих для оригинальной оргтехники, создали собственные торговые марки, широко известные потребителям. 

Высокий спрос на альтернативную продукцию, разумеется, во многом обусловлен ценой на оригинальные комплектующие. Цена совместимого или поддельного картриджа ниже на 40-50%. Однако в долгосрочной перспективе подобная экономия не кажется такой уж очевидной, особенно когда речь идет не только об обычных потребителях, а о компаниях и корпорациях. Скрытые издержки и дополнительные затраты в этом случае могут быть существенно выше. Помимо непосредственной стоимости оборудования и расходных материалов необходимо учитывать целый ряд других факторов.

Сравнение контрафактной, альтернативной и оригинальной продукции



Так ли это дешево?

Даже тот факт, что конкурирующие фирмы-производители техники - Canon, Epson, HP и Xerox – регулярно выступают с отчетами о рисках и убытках от использования неоригинальных комплектующих и готовы вместе объединиться для просветительной деятельности, все равно многие покупатели видеть в этом некий «торговый заговор» и пропаганду с целью повысить собственные продажи и получить дополнительную прибыль.

«Из чего складывается цена оригинального картриджа? Из стоимости исследований и разработок, стоимости материалов и производства и маржи производителя, дистрибутора и продавца. Те же, кто пытаются копировать разработки других, имеют преимущество в цене именно потому, что не вкладывались в НИОКР. Мы же постоянно инвестируем в это миллионы и миллиарды долларов: химики работают над новой формулой тонера, инженеры разрабатывают улучшения и новые конструктивные решения устройства картриджа. Поддельщики используют более дешевые материалы, и понятно, что ожидания и требования к качеству, надежности этих материалов заведомо ниже – о чем знает пользователь. И как бы мы ни хотели снизить цену на нашу продукцию – мы никогда не сможем предложить товар дешевле, чем они. Лишить пользователей средств на разработку тех принтеров, которые им потребуются через 2-3-5 лет, в ущерб удешевления картриджей мы не можем», - сообщает Анвар Давлетшин, менеджер по развитию категории расходных материалов HP в России.

По утверждению производителей, среди главных плюсов оригинальных картриджей – полная техническая совместимость с оригинальной же оргтехникой, учет всех ее конструктивных особенностей, влияющих на качество печати и долгий срок ее работы. Так, например, снижается износ оборудования и продлевается его срок службы за счет максимального совпадения установленного картриджа, структуры чернил и тонера. По статистике при использовании совместимых комплектующих или контрафактной продукции более чем в два раза возрастает количество необходимых процедур по обслуживанию принтеров, количество поломок возрастает в 2,5 раза, срок службы аппарата снижается в 2-3 раза.

Помимо прочего, что актуально при корпоративном использовании, только использование оригинальных картриджей влечет за собой сохранность гарантийных обязательств производителя оргтехники в случае возникновения неисправностей. Неоригинальные комплектующие могут влить на работу датчика чернил, который может некорректно отображать информацию о количестве остатка.

Главное преимущество HP – химически синтезированный низкотемпературный тонер, за счет чего компании существенно удалось снизить габариты устройств, увеличить скорость печати и значительно снизить энергопотребление. То есть при использовании неоригинального тонера с большей температурой плавления, тонер не будет закрепляться на бумаге, его остатки будут портить печку, и что еще весомее – загрязнять офис, так или иначе попадая в воздух. Тут даже не стоит говорить, насколько это может небезопасно не только для самого устройства, но и для людей, которые его используют.

Распространенное мнение о том, что чернила могут высохнуть при длительном или нерегулярном использовании устройства, также относится преимущественно к неоригинальным комплектующим: запатентованный состав чернил и тонера официальных производителей выдерживает разные режимы эксплуатации, тогда как аналогичная гарантия на контрафакт или восстановленные картриджи не распространяется.

Кстати, миф про «экономию в несколько раз» тоже на практике не получает подтверждения. Согласно исследованиям вендоров, использование оригинальных комплектующих с оригинальными же чернилами и тонером позволяют печатать в среднем на 50% страниц больше (для струйных) и 21% (для лазерных), а использование комплектов и картриджей повышенной емкости также позволяет экономить в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Это особенно заметно в рамках компаний, где затраты на использование оргтехники составляют существенную сумму в бюджете.

«Если мы говорим про корпоративное использование - у отпечатанных материалов есть четыре основных категории по качеству использования: для внешнего использования (то, что вы отдаете клиентам и заказчикам), для внутреннего пользования, для черновика или вообще не пригодные для чтения. Картриджи тестируются для работы по нескольким параметрам, после чего проводится анализ всех напечатанных страниц. И выясняется, что почти 40% страниц, напечатанных на расходных неоригинальных материалах, непригодны для внешнего применения, попадают в остальные 3 категории. То есть, если вам нужно получить 100 страниц идеального качества, то из 100 страниц вам необходимо будет перепечатать 40, а из этих 40 – 16 и т.д. Вместо 100 страниц вы печатаете 165, чтобы получить нужное количество страниц нужного качества. 65% - это перерасход бумаги, картриджей, ресурса принтера, электричества, рабочего времени того, кто печатает, рабочего времени ИТ-специалиста, и даже при разнице в разы в цене картриджа экономии как таковой, за счет как раз неявных затрат и перерасхода, нет. Либо, если это еще более дешевая альтернатива, – экономия составит всего около 15%. Если вам нужно, чтобы люди были заняты бизнесом, а не боролись с принтером, выбор очевиден», - считает Анвар Давлетшин.

Как распознать поддельный картридж

Знаки подлинности HP

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Рынок ПК, Оборудование, Безопасность

Ключевые слова: HP, принтеры