«Ростелеком» оптимизирует сотрудников

«Ростелеком» делает очередную попытку повысить эффективность бизнеса. Он готовится к сокращению части персонала — в частности, оно затронет штаб-квартиру.

Менеджмент «Ростелекома» готовится представить совету директоров программу по сокращению персонала, рассказали «Ведомостям» три менеджера компании и подтвердил источник в самом совете. По их словам, речь идет о сокращении штата как в корпоративном центре — московской штаб-квартире «Ростелекома», — так и в регионах. Численность сотрудников корпоративного центра может уменьшиться, по данным собеседников «Ведомостей», на 40-50%, в регионах сокращения будут меньше (точная цифра пока неизвестна).

Основная причина оптимизации персонала — предстоящее объединение мобильного бизнеса «Ростелекома» с «Tele2 Россия», рассказывают собеседники «Ведомостей». Для этой сделки «Ростелеком» готовится выделить мобильные активы в дочернюю компанию «РТ-мобайл» и выносит эту реорганизацию на голосование акционеров 30 декабря. Часть сотрудников «Ростелекома», занимающихся мобильным бизнесом, может перейти на работу в совместное предприятие, а примерно две трети должны будут уволиться, рассказывал недавно «Ведомостям» человек, близкий к одной из сторон сделки.

К тому же, продолжают анонимные собеседники «Ведомостей», с тех пор как президентом «Ростелекома» стал Сергей Калугин (назначен в апреле 2013 г.), штат корпоративного центра почти не сокращался, а наем происходил «с утроенной силой»: в результате возникли департаменты, функции которых частично дублируют друг друга. Человек, ознакомившийся со стратегией «Ростелекома» (ее «основные компоненты» утверждены советом директоров в конце ноября), утверждает, что документ допускает возможность «организационной трансформации» компании — и только.

По данным самого «Ростелекома», сейчас в компании 155 000 сотрудников и из них 2400 работают в корпоративном центре. В «Ростелекоме» запущены стратегические проекты, направленные на повышение операционной эффективности бизнеса, говорит его представитель Андрей Поляков. Это, например, модернизация сетевой инфраструктуры, внедрение единой модели организации эксплуатации сети, реорганизация системы розничных продаж и обслуживания. Вследствие этого произойдет и оптимизация численности персонала, говорит Поляков. Какими будут масштабы этой оптимизации, он не раскрывает, сообщая лишь, что «Ростелеком» «не допускает массовых высвобождений работников». Объем сокращений в корпоративном центре на уровне 40-50% Поляков не подтверждает. Оптимизация будет поэтапной, подчеркивает он.

Грядущие сокращения отразятся не столько на численности сотрудников, сколько на объемах зарплатного фонда, говорит источник в «Ростелекоме». За девять месяцев 2013 г. этот показатель с учетом бонусов и вознаграждений составил 62,653 млрд руб., а за аналогичный период 2012 г. — 61,003 млрд.

Представитель Минкомсвязи Екатерина Осадчая от комментариев отказалась. Оптимизация — часть операционной деятельности компании и формального согласования с профильными ведомствами она не требует, говорит источник в Минкомсвязи.

Аналитик «Сбербанк CIB» Анна Лепетухина говорит, что у «Ростелекома» традиционно более низкий уровень эффективности, чем у его конкурентов из «большой тройки». Например, выручка «Ростелекома» на одного сотрудника по итогам 2012 г. составила примерно 2 млн руб., тогда как, например, у МТС этот показатель превысил 17 млн руб. Выхода два: либо резко увеличить выручку (что практически невозможно в условиях снижения доходов от традиционных услуг «Ростелекома»), либо сокращение персонала, рассуждает Лепетухина. Логично, что оператор выбрал второй вариант, заключает она.

Елизавета Серьгина, Олег Сальманов

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Фиксированная связь, Кадры

Ключевые слова: Ростелеком