"Большой тройке" шопинг по карману только в СНГ

Из-за насыщения домашних рынков, европейские и российские инвесторы подались на рынки развивающихся стран. Пока "большой тройке" по карману приобретать активы лишь в СНГ ? по словам президента МТС Леонида Меламеда, на это наши операторы вкупе могут привлечь 9-12 млрд. USD.

"Невозделанные" рынки привлекают внимание сотовых операторов уже давно. Рост индустрии в Европе и России ощутимо замедлился, а в странах Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Африки и некоторых республиках бывшего СССР сотовая связь только начинает развиваться. Аналитики предрекают, что 90% абонентов от следующего 1 млрд. придется именно на эти регионы.

Заманчивые предпосылки создали ажиотаж вокруг приобретения активов на развивающихся рынках: по словам генерального директора "Система Телеком" Сергея Щебетова, за 2005 год суммарный объем сделок M&A (слияние и поглощение) вырос на 38%. "Рынок приобретений GSM-операторов перегрет", - заявил господин Щебетов на конференции "Беспроводная связь в России", состоявшейся 19 сентября в Москве. Он пояснил, что количество продаваемых активов намного меньше, чем количество желающих их приобрести, при этом цены на них чрезмерно завышены. Так, три последних тендера, в которых участвовала "Система Телеком" (продажи третьей лицензии в Египте, турецкого оператора Telsim и сербского оператора Mobi 63) закончились для компании ничем. "Лоты" достались Etisalat из ОАЭ, европейской Vodafone и норвежской Telenor соответственно, причем по чрезмерно завышенным ценам - Telsim продан за 4,55 млрд. USD, что выше рыночной стоимости на 63%; цена Mobi 63 превышала рыночную стоимость на 89%.

Пока крупные европейские операторы переплачивают за активы на развивающихся рынках, российским связистам, по мнению господина Щебетова, "лучше сосредоточиться на домашних активах", то есть на СНГ. Его мысль поддержал и президент подконтрольной "Система Телеком" МТС Леонид Меламед. Он отметил, что российские компании уже обладают достаточным присутствием и опытом работы в СНГ. По его словам, у "большой тройки" есть возможности привлечения необходимых инвестиций в размере 9-12 млрд. USD.

Рынки СНГ вызвали интерес "большой тройки" еще в 2001 году. Тогда МТС, "ВымпелКом" и "МегаФон" стали последовательно приобретать активы в сотовых компаниях Украины, Белоруссии, Казахстана, Таджикистана, Узбекистана, Киргизии, Туркмении и Грузии. Наиболее заманчивыми представляются Кавказ и Средняя Азия, где еще низок уровень проникновения сотовой связи (по данным компании iKS-Consulting, в Узбекистане он составляет 7%, в Таджикистане - 8%, а в Казахстане - 44%).
 

Обозначенные господином Меламедом средства, "большая тройка", скорее всего, направит на рынки Кавказа и Средней Азии. Благо, в этих регионах еще остались "лакомые" активы. Из возможных вариантов аналитик ACM-Consulting Антон Погребинский называет узбекский Coscom, грузинский MagtiCom, азербайджанский Bakcell и несколько новых лицензий. Однако он предостерегает: "Возможности в СНГ не резиновые - число активов невелико". А Маргарита Зобнина из iKS-Consulting напоминает, что как при покупке зарубежных активов, так и активов в СНГ для российских инвесторов принципиально важны показатели риска. "Опыт проведенных с участием российских компаний тендеров показывает, что российские инвесторы не готовы вкладывать существенные суммы в проекты с невысоким показателем ROI (return on investment). Теоретически, в СНГ еще существует достаточное количество активов, которые могут приобрести российские операторы, это лишь вопрос эффективности сделки - зачастую заявляемая стоимость актива не позволяет рассматривать возможную сделку как экономически эффективную", - объясняет госпожа Зобнина.

Очевидно, в финансовом отношении перевес на стороне европейских и американских компаний. Хотя эксперты замечают, что пока серьезной конкуренции для "большой тройки" на рынке СНГ нет. "Последние полтора года западные инвесторы поочередно выходили из СНГ, - поделился аналитик ИК "Финам" Игорь Веретенников. - Наиболее интересные рынки для иностранных компаний - это Россия, Украина и особенно Казахстан".

Тематики: Мобильная связь, Маркетинг, Финансы

Ключевые слова: