Вершины автоматизации. Взяла авиакомпания «Пулково»

Петербургский интегратор «АНД Проджект» объявил о завершении проекта внедрения финансовых модулей ERP-системы MS Dynamics Axapta в авиакомпании «Пулково». Это не первый проект интеграции на авиапредприятии – в свое время одновременно с «АНД Проджект» еще один поставщик услуг – компания «КОРУС Консалтинг» – начал автоматизацию учетных процессов компании, причем она завершилась ранее проекта «АНД Проджект».

Компания «АНД Проджект» была основана в 1997 году в Петербурге. На тот момент она занималась поставкой сетевых решений и созданием вычислительных сетей масштаба предприятия. С 2000 года компания занимается внедрением системы управления бизнесом класса Axapta (в дальнейшем Microsoft Axapta, сейчас Dynamics). В 2001 году компания полностью переориентировалась на рынок разработки и внедрения программных продуктов и предоставления услуг. С 2004 года она также занимается оптимизацией на базе системы планирования производства Ortems и системы управления основными фондами, техническим обслуживанием и ремонтами iMaint. В конце 2001 года был открыт офис в Москве, а в 2005 году компания открыла свое представительство в Барнауле. На данный момент штат компании насчитывает порядка 200 человек, около 70 % которых работают в Петербурге.

«Аэропорт «Пулково» - один из крупнейших авиатранспортных узлов России, занимающий третье место по объемам пассажирских перевозок среди аэропортов России после московских «Домодедово» и «Шереметьево». Сегодня полеты в аэропорт «Пулково» на регулярных и нерегулярных рейсах осуществляют 66 авиакомпаний дальнего зарубежья, 21 авиакомпания СНГ и 112 российских авиакомпаний. По итогам 2005 года пассажирообмен аэропорта составил 4,654 млн пассажиров, что на 7,3 % больше, чем в 2004 году. Общий пассажирообмен аэропорта за 6 месяцев 2006 года составил 2,171 млн пассажиров, что на 11,9 % больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Последние два года «Пулково» уделяет большое внимание развитию ИТ-инфраструктуры предприятия. Причем внедрение современных технологий на предприятии протекает на фоне его реструктуризации. В начале октября 2005 года предприятие разделилось на две независимые компании, и сейчас на рынке работают «Аэропорт «Пулково» и авиакомпания «Пулково» (она же ФГУАП «Пулково»). Процесс внедрения систем автоматизации на базе Microsoft Axapta (ранее здесь использовались системы собственной разработки) стартовал еще два года назад – до начала процесса реструктуризации. Тогда был проведен тендер, на котором рассматривались также решения SAP, Navision и «1С. Предприятие».

Особенность компании «Пулково» как заказчика – поддержание и развитие ИТ осуществляется как собственным отделом по АСУ, так и, в большей степени, региональным информационно-вычислительным центром «Пулково» (РИВЦ «Пулково»), являющимся отдельным предприятием. До внедрения тиражируемых систем «Пулково» использовала бухгалтерские программы собственной разработки. Кроме того, ранее для координации деятельности подразделений, организации системы взаиморасчетов, информирования командно-руководящего и управляющего состава использовались программные продукты, разрабатываемые РИВЦ «Пулково»( например, система «Сириус», предназначенная для сбора и анализа статистических показателей работы авиапредприятия).

После перехода «Пулково» на полеты под собственными кодами и начала продажи билетов на собственном бланке РИВЦ разработал систему взаиморасчетов на базе «Компас», а также систему «Экспресс» для организации взаимодействия агентов. Предприятие также использует информационную систему материально-технического снабжения разработки петербургской фирмы «Авиаритм», с помощью которой ведется складской учет деталей и агрегатов. Среди специализированных программ при регистрации пассажиров, багажа и регулировании загрузки лайнеров используется западное ПО - SDCS и PALKA, система розыска багажа World Traces, система расчета рейсов Flight Briefing. Еще один проект, реализованный непосредственно в РИВЦ, – электронный документооборот на базе ПО DocVision (2003 год).

В качестве первого исполнителя проекта внедрения Axapta была выбрана компания «КОРУС Консалтинг», которая завершила проект в прошлом году. Он длился около восьми месяцев и включал в себя работы по оптимизации и автоматизации учета основных средств компании «Пулково». Основным результатом внедрения стало совершенствование бухгалтерского учета и решение задач налогового, управленческого учета и учета недвижимости. В этом году «КОРУС Консалтинг» отчиталась о завершении первого этапа внедрения системы управления документооборотом на базе решения EMC Documentum, но уже в аэропорту «Пулково» (см. выпуск новостей от 23 августа 2006 г.). Проект стартовал в мае текущего года и по плану будет завершен в сентябре. Первая очередь системы рассчитана на 60 пользователей. В дальнейшем количество пользователей и объем бизнес-процессов планируется увеличивать: Documentum будет использоваться во всех подразделениях аэропорта.

Также в мае 2006 года в «Пулково» была произведена миграция ресурсов собственных рейсов «Пулково» из автоматизированной системы бронирования SITA Gabriel в систему бронирования нового поколения Amadeus Altea Inventory and Reservation. В октябре 2006 года планируется внедрение технологии интернет-бронирования, производятся подготовительные работы по внедрению технологии электронного билета. А в данный момент «Пулково» находится в завершающей стадии объединения с ГТК «Россия». Результатом объединения станет образование одного из крупнейших в России авиаперевозчиков, который объединит ресурсы двух компаний. ФГУП «ГТК Россия» будет зарегистрировано в Петербурге до конца октября 2006 года, а базовыми аэропортами объединенной компании станут «воздушные ворота» Петербурга и Москвы – «Пулково» и «Внуково».

Проект внедрения финансовых контуров ERP-системы Microsoft Dynamics AX, который завершен в уже независимой авиакомпании «Пулково» интегратором «АНД Проджект», тоже связан с финансами и также стартовал до разделения предприятия, в октябре 2005 года. Здесь исполнитель был выбран на основании результатов проведенного еще весной 2005 года обследования системы управления заказчика (см. выпуск новостей от 3 ноября 2005 г.). Непосредственно к исполнению проекта «АНД Проджект» приступила в сентябре 2005 года.

«Одна из основных целей проекта внедрения системы управления – создание единой информационной среды на базе современного продукта, адаптированного к особенностям бизнес-процессов нашей авиакомпании, с возможностью расширения функциональности, подключения новых рабочих мест, а также получение достоверной и непротиворечивой информации о финансово-хозяйственной деятельности авиапредприятия», - комментировал задачи проекта начальник отдела АСУ финансово-экономической и коммерческой деятельности ФГУАП «Пулково» Андрей Моргачев.

В настоящее время работы по сдаче в промышленную эксплуатацию первой очереди ERP-системы «Пулково» завершены. Эта система будет выполнять функции бухгалтерского и управленческого учета, анализа финансово-хозяйственной деятельности и распределять затраты предприятия по видам деятельности. Как сообщили представители компании-интегратора, по завершении проекта авиакомпания «Пулково» будет иметь возможность непрерывного и полного отражения в учетных регистрах всех хозяйственных операций, формирования финансово-управленческой отчетности и учета затрат в разрезе подразделений, статей, типов воздушных судов, направлений авиаперевозок. В системе формируется баланс и специализированные формы отчетности, обязательные для авиапредприятий России.

Кроме того, в системе управления «Пулково» отражаются операции более пятидесяти представительств в России, странах СНГ и дальнего зарубежья, организован мультивалютный учет с использованием порядка двадцати валют и автоматическим начислением курсовых и суммовых разниц. В рамках проекта специалисты «АНД Проджект» реализовали интеграцию системы Microsoft Dynamics AX с несколькими системами «клиент-банк». На базе этого решения специалисты ФГУАП «Пулково» развили данную функциональность и растиражировали ее на новые системы «клиент-банк».

«В результате запуска системы в промышленную эксплуатацию мы решили несколько важнейших задач проекта. Затраты авиакомпании отражаются в разрезе статей, подразделений, типов воздушных судов, направлений полетов с возможностью группировки по указанным разрезам. С помощью решения нашего партнера «АНД Проджект» «Распределение затрат» для Microsoft Dynamics AX мы видим данные о себестоимости по видам деятельности и элементам затрат и можем использовать эту информацию для дальнейшего детального анализа финансовых результатов работы авиакомпании. Отраслевую форму 67-ГА мы получаем из системы автоматически», - рассказала начальник отдела экономического анализа и мониторинга ФГУАП «Пулково» Татьяна Веденеева.

Собственный модуль «АНД Проджект» «Распределение затрат» создан еще в 2002 году и впервые использованный в проекте для компании «Ленсвязь». Летом 2005 года существенно доработанная и расширенная версия этого модуля была зарегистрирована компанией Microsoft и включена в каталог партнерских решений на базе Axapta. Компания «АНД Проджект» использовала этот модуль в решениях для таких предприятий, как «Частные пивоварни Тинькофф», «Пивоварни Ивана Таранова», ОАО «Ростелеком» и др.

Автор: Анастасия Симакина.

Тематики: Интеграция, ПО, Финансы

Ключевые слова: