В Северной столице пророс «золотой» Wi-Fi

В Петербурге начал работать проект по организации сети хот-спотов Golden Wi-Fi, реализуемый компанией «Голден Телеком». Он начал свое развитие в Москве, где сегодня организованно порядка 2,5 тыс. точек доступа. В Северной столице на данный момент беспроводный доступ организован пока лишь в сети кофеен «Кофе Хауз». В обеих столицах проект пока находится в тестовой эксплуатации.

Напомним, что технология Wi-Fi (стандарт беспроводной связи 802.11) предназначена для передачи данных и обеспечения доступа в Интернет на небольших расстояниях (от 100 до 500 метров). Для того чтобы воспользоваться этой услугой, у пользователя должен быть соответствующим образом оснащенный мобильный компьютер.

Столичная компания «Голден Телеком» вышла на петербургский рынок в 1999 году. В ходе развития бизнеса оператор стал владельцем активов нескольких компаний, включая «Совинтел» и «Коминком-Комбеллга». Сейчас «Голден Телеком» позиционируется как универсальный оператор, предоставляющий местные телефонные номера и линии, цифровую местную, междугороднюю и международную голосовую связь, доступ в Интернет по выделенным каналам и т. д. Частным лицам компания предлагает услуги коммутируемого доступа в Интернет (торговая марка «РОЛ»), а также продвигает предоплаченные телефонные карты. Кроме того, компания в Петербурге продает услуги ADSL, являясь партнером провайдера «Вэб Плас».

Начало запуска проекта Golden Wi-Fi состоялось весной этого года в Москве, и на данный момент сеть насчитывает порядка 2,5 тыс. точек доступа, к концу года их число должно достичь 5 тыс., а полный охват Первопрестольной запланирован на 2008 год. Сейчас столичная сеть находится в тестовой эксплуатации и доступ в Интернет предоставляется бесплатно. Коммерческий запуск должен состоятся до конца года – оплата будет осуществляться по предоплаченным картам оператора. Особенность проекта состоит в том, что в нем используется технология Wi Mesh (оборудование Nortel Wireless Access Point), которая разработана для покрытия больших открытых пространств и не требует наличия проводных «последних миль» к узлам связи. Таким образом, в Москве сеть Golden Wi-Fi будет также конкурировать в сегменте корпоративных и частных пользователей с традиционными провайдерами, например, с локальными операторами в бизнес-центрах и домашними сетями – уже сейчас такие пользователи у Golden Wi-Fi есть. Текущие ограничения на период тестовой эксплуатации для пользователя – сессии предоставляются по 30 минут, при этом можно «скачать» только 19 Мбайт интернет-трафика. Если говорить о публичных местах, то сейчас услуги Golden Wi-Fi доступны в таких кафе и ресторанах как Fashion Foods, Il Patio, Mi Piace, «Академия», торговых центрах «Смоленский Пассаж», «Новый», «Шереметьевский», розничных сетях, например, «Евросети», и т.д. включая даже такие необычные места как стоматологические клиники («ДентаВита») и автоцентры.

Недавно проект Golden Wi-Fi начал свою работу в Северной столице. Сегодня точки Wi-Fi доступа организованы в сети кофеен «Кофе Хауз», которая, напомним, также является «выходцем» из Москвы и сейчас насчитывает в Петербурге 23 точки. На сегодняшний день здесь также проходит тестирование проекта и доступ во Всемирную паутину является бесплатным. Таким образом, единенное, что требуется от пользователя – наличие мобильного устройства, оснащенного возможностью выхода через Wi-Fi. В дальнейшем в Петербурге проект также будет работать на коммерческой основе.

Отметим, что сегодня коммерческий доступ по технологии Wi-Fi предоставляют операторы, ставшие в свое время пионерами в этой отрасли в Северной столице: «ПетерСтар» (около 18 хот-спотов) и «Квантум» (более 30 хот-спотов), запустившие свои сети в 2003 году. Средняя стоимость часа работы в Интернете посредством технологии Wi-Fi составляет 100 рублей. Также свои хот-споты организует оператор сотовой связи «МегаФон», которым на данный момент организовано 14 точек доступа. В данном случае при заказе услуги пользователю предлагается квота интернет-трафика в 5, 20 или 100 Мб стоимостью 67, 169 и 339 рублей соответственно. Традиционно, хот-споты организуются в кафе, ресторанах, аэропортах, гостиницах, бизнес-центрах и т.п. Кроме того, в городе организовано множество корпоративных Wi-Fi-сетей. Впрочем, весной в данном сегменте начал активизироваться еще один столичный оператор «Комстар-ОТС», организовавший несколько хот-спотов в петербургском метро (см. выпуск новостей от 24 мая 2006 г.).

Еще одним сегментом, где сегодня развивается Wi-Fi доступ, являются вузы города. Так, Wi-Fi-сети работают в общежитиях Инжэкона, в зданиях ИТМО и СПбГУТ им. проф. М. А. Бонч-Бруевича; часть городских библиотек начинают использовать Wi-Fi-технологии (см. выпуск новостей от 9 декабря 2005 г.). Также в этом году Wi-Fi зона была организована на территории Морского порта. Данный проект был запущен по обращению Российского профсоюза моряков и является уникальным на территории России. Благодаря его реализации экипажи и пассажиры судов во время стоянки в порту имеют возможность высокоскоростного и недорогого доступа в Интернет непосредственно из своих кают (см. выпуск новостей от 26 мая 2005 г.).

Однако в последнее время распространение получает бесплатный Wi-Fi доступ, который, как правило, является дополнением к традиционным услугам того или иного заведения. Первой серьезной заявкой в этом отношении можно назвать общероссийский проект «Яндекс.Wi-Fi». Напомним, что его суть заключается в том, что между компанией «Яндекс» и кафе или рестораном заключается договор, по условиям которого последний на своей территории предоставляет возможность бесплатного выхода в сеть по технологии Wi-Fi (см. выпуски новостей от 21 декабря 2004 г. и 30 января 2006 г.). Сегодня в Петербурге участниками проекта являются 10 кафе и ресторанов. Кроме того, доступ в Интернет через Wi-Fi в кафе продвигается и рядом широкополосных операторов. Так, компания WinLink предоставляет беспроводной доступ в кафе «Мишка» (оно расположено на проспекте Энгельса), а компания «Комлинк» обеспечивает Wi-Fi в ресторане Lvdovic и клубе «Декаданс» (см. выпуск новостей от 6 апреля 2006 г.).

Кроме того, на возможность предоставление у себя бесплатного доступа в Интернет обращают внимание и представители других отраслей. Так зимой этого года бесплатный Wi-Fi-доступ появился в сети кинотеатров «Кронверк Синема» (см. выпуск новостей от 21 февраля 2006 г.). Также в начале года хот-спот открылся на автозаправочной станции компании «Лукойл» (см. выпуск новостей от 29 марта 2006 г.). В дальнейшем точка Wi-Fi доступа была организована на петербургском главпочтамте (см. выпуск новостей от 3 апреля 2006 г.) и в торговом центре «Гулливер» (см. выпуск новостей от 14 августа 2006 г.). В этом году, по данным spbIT.ru, станет известно еще о минимум двух крупных инициативах по созданию сетей Wi-Fi с бесплатными услугами.

Впрочем, по мнению представителей провайдеров, предоставляющих Wi-Fi доступ, организация бесплатного выхода в Интернет не всегда оправдана. «Сделать Wi-Fi для посетителей бесплатным или платным - вопрос, который зависит от владельцев заведения. Однако, как показывает практика, большинство владельцев по-прежнему предпочитает предоставлять доступ в Интернет на платной основе, тем более что рост объемов потребления трафика в коммерческих точках показывает в последнее время хорошую динамику. Некоторые из наших клиентов предоставляют услуги Wi-Fi-доступа бесплатно, но результат не всегда оправдывает ожидания, поскольку такое заведение всегда рискует отчасти превратиться в бесплатное интернет-кафе», - говорит менеджер проекта Quantum Wi-Fi Игорь Гаврилов.

Автор: Наталья Чумарова.

Тематики: Фиксированная связь, Интернет, Маркетинг, Торговые сети, Оборудование

Ключевые слова: