В Москве прошел X Юбилейный международный форум операторов связи «Телеком 2014»

23 апреля в одном из конференц-залов Lotte Hotel Moscow состоялся X Юбилейный международный форум операторов связи «Телеком 2014», организованный газетой «Ведомости». В этом году форум собрал более 350 участников. В его рамках эксперты обсудили массу вопросов, связанных с телекоммуникационной отраслью. В частности - проблемы цифрового неравенства, перспективы инвестиций в отрасль, повышение лояльности потребителей, плюсы и минусы последних законодательных инициатив, развитие мобильных платежей и т. д. А представители компании «Теле2», генерального спонсора форума, подробно рассказали о вступлении оператора на московский рынок. Многими участниками форума по завершении дня была отмечена насыщенность и высокая информативность мероприятия.

Первая пленарная сессия называлась «Связь в России: регулирование и развитие конкуренции». В ее рамках приглашенные эксперты обсудили тему решения проблем цифрового неравенства, оценили первые результаты работы MNP и перспективы FNP, а также подняли вопросы того, насколько сильно тормозит развитие конкуренции дефицит доступных для операторов частот и существуют ли возможности совместного использования операторами имеющегося спектра. В обсуждении приняли участие представители крупных телеком-операторов, включая Ростелеком и операторов «Большой тройки», а также представители государственных структур.

В частности, были озвучены проблемы, с которыми столкнулись операторы и Федеральное агентство связи при внедрении MNP. По словам руководителя ФАС Олега Духовницкого, осуществить программу удалось в рекордно короткие сроки, но при этом далеко не все шло гладко, выявлялись нарушения. Были расхождения и в сроках внедрения проекта, которые неоднократно сдвигались. Со стороны «Вымпелком» исполнительный вице-президент по поддержке бизнеса Павел Бородин отметил, что в компании удовлетворены тем, как развивается MNP в России: «Мы чувствуем себя уверенно и надеемся, что имеющиеся шероховатости наладятся в скором времени». И, конечно, несомненным достижением внедрения MNP по общему мнению стало то, что операторы начали обзванивать своих абонентов, интересоваться их мнением, предлагать новые продукты, проще говоря, «повернулись лицом к потребителю».

Подняв вопрос внедрения широкополосного доступа в Интернет в удаленных регионах страны, эксперты не могли не обсудить гос-контракт компании «Ростелеком» о строительстве оптоволоконных линий на этих территориях. По словам президента ТТК Артема Кудрявцева, министерство поставило задачу к 2018 году достигнуть 80% ШПД в стране. «Когда мы только начали этим заниматься, мы сделали ставку на средние и малые города. Сейчас присутствуем в 126 из них, и вся наша абонентская база как раз приходится на эту территорию. Бизнес с коммерческой точки зрения действительно может решать эту задачу, но для достижения 80% этого недостаточно. И здесь работа Ростелеком придется очень кстати».

 

Участники I пленарной сессии

 

Вторая часть мероприятия была посвящена стратегиям телекоммуникационных компаний. В ней, помимо крупных операторов сотовой связи, приняли участие и представители ТТК, Deutsche Bank и ГК «Связной». Эксперты во время сессии обсудили основные риски, связанные с замедлением активного роста отрасли. Вначале был поднят вопрос ее актуальности для инвесторов в условиях стагнации рынка. На эту тему первым высказался аналитик Deutsche Bank Игорь Семенов. Он отметил, что инвестора, прежде всего, интересуют финансовые показатели, а телеком-рынок остается одним из самых прибыльных секторов российской экономики. Но и роста выручки еще можно ожидать: в России пока еще очень низок уровень проникновения смартфонов. Продолжают появляться и новые ниши, во многих из которых операторы могут пересмотреть стоимость услуг. Однако, как отметил эксперт, компаниям важно помнить, что потребители, в первую очередь, покупают услугу доступа, поэтому сильно увлекаться другими отраслями не стоит.

Говоря о рисках, Игорь отметил, что сейчас инвесторов больше волнуют риски, находящиеся вне отрасли: политические или макроэкономические. А генеральный директор «ВымпелКом » Михаил Слободин добавил, что для всех операторов на сегодняшний день безусловным риском является и выход Tele2 на московский рынок.

 Где находится потолок роста мобильного дохода? Этот вопрос стал одним из самых важных в обсуждении II пленарной сессии. Модератор Игорь Цуканов заметил, что «операторы уже не в первый год говорят о приоритетном развитии мобильного интернет-доступа. И вместе с тем есть ощущение, что вклад мобильного интернета в выручку скромнее, чем то, на что изначально ориентировались компании». Экспертам был задан вопрос: «Будет ли выгодно для операторов создавать новые технические возможности, если пользователи не готовы платить за это больше чем 200 рублей в месяц?»

Михаил Слободин возразил, что сейчас то, сколько люди готовы платить, определяется не их платежеспособностью, а конкуренцией между операторами. А Артем Кудрявцев добавил, что основная интрига пойдет вокруг операторского взаимодействия с владельцами контента: «Мы сами создали такую ситуацию, что, сделав небольшие инвестиции, владельцы контента могут оказывать услугу, ничего не выплачивая операторам связи. Сюда и смещается внимание инвесторов, а мы не можем получить ни копейки. Вернуть эту ситуацию в нормальное русло - задача, которую мы все должны для себя понимать, иначе наша территория начнет сокращаться. Например, социальные сети могли бы платить нам за инфраструктуру, через которую распространяется их сеть».

Развил эту тему Михаил Слободин, заметив, что мобильные операторы имеют базу и инфраструктуру больше, чем большинство российских банков, но, к сожалению этой возможностью, не пользуются и монетизировать ее пока не умеют: «Мы знаем в три раза больше, чем Google, но наши высокие доходы от первоначальных услуг нас развращают».

В завершение каждый представитель операторов связи рассказал о том, какое направление их бизнеса получит в ближайшее время наибольший объем инвестиций. Большинство операторов планируют, в первую очередь, развивать 3G и 4G сети. Г-н Слободин напомнил, что несмотря на постоянные дискуссии вокруг 4G, очевидно, что пока еще 3G более доступен населению, поэтому его распространение в компании является приоритетным. Заместитель генерального директора «Tele2 Россия» Джери Калмис напомнил, что совсем недавно компания заключила сделку с «Ростелеком», что дало возможность «Теле2» расширить количество регионов присутствия. И, в первую очередь, их инвестиции будут направлены на это. «Вымпелком», помимо 3G и 4G, выделил работу в направлении IT, являющуюся ключевым моментом для data-ориентированных приложений.

 

Участники II пленарной сессии

 

После обеда все участники форума разделились на три параллельные сессии, посвященные развитию мобильных платежей, новым форматам сотрудничества между операторами связи и телекомпаниями, а также возможностям монетизации с помощью популярных сервисов и приложений.

В сессии «Развитие мобильных приложений» первым взял слово генеральный директор RURU Юрий Баев: «Мы имеем два полюса финансового рынка. Первый - это операторы, которые имеют постоянный мобильный доступ к клиентам, но доходность основного бизнеса которых в разы выше. Второй полюс - банки, имеющие хорошие объемы заработка в своей отрасли, но не имеющие возможности общаться с клиентом постоянно. Что в итоге? Если сравнить данные за 2008 и 2013 год, мы увидим колоссальный рост платежных систем. Они играют роль санитаров леса, которые берут на себя то, что не доработали банки и операторы. При этом нельзя не сказать, что идет мощное движение этих сегментов навстречу другу. Мы это поймем, если посмотрим на то, что происходит в мобильном банкинге. Потихоньку с его развитием и развитием инфраструктуры оператора в части мобильных платежей эти барьеры микшируются. Однако в электронных платежах у нас, по-прежнему, доминируют наличные, что подчеркивает огромный потенциал того, что мы имеем».

Начальник управления электронной коммерции, «Альфа-Банк» Игорь Арефьев предположил, что в будущем все больше платежей будет уходить в мобильную коммерцию, представляющую собой привязку любой платежной карточки к номеру телефона.

А руководитель телекоммуникационной группы «Пепеляев Групп» Наталья Иващенко рассказала о юридическом аспекте вопроса, в частности о новых законодательных инициативах: «Существует новое правило о предоставлении денежных средств: если раньше с электронными денежными средствами могло работать только само физическое лицо, теперь разрешается пополнение и с помощью третьих лиц. Есть и определенные подвижки в способах распоряжения этими деньгами: теперь можно не только переводит их на банковский счет, но и выполнять обязательства перед операторами, а также получать наличные, если была использована предоплаченная банковская карта».

 

Сессия 2.2 «Развитие мобильных платежей»

 

Тем временем в соседнем зале шло активное обсуждение игровой отрасли - самой интенсивной и быстро развивающейся среды. По словам  руководителя проекта «Игры» Mail.ru Александра Кузьменко, в России в 2012 году доходность от игр превысила доходность от кинопроката, а средний возраст российского игрока - 27 лет.

Среди экспертов в этой сессии присутствовали представители Yota, Ivi.ru, МТТ и другие. В ее рамках они обсудили основные модели монетизации, развитие рынка мобильной рекламы, рассмотрели примеры наиболее популярных приложений.

 

Сессия 2.1 «Life online via mobile: общение, развлечение, обучение и бизнес»

 

Во время заключительной вечерней секции эксперты обсудили стратегии лояльности в Телекоме. Этот вопрос особенно остро встал после внедрения в России MNP.

В начале директор по управлению абонентской базой «Вымпелком» Елена Ивашечкина рассказала об опыте управления лояльностью в своей компании. По ее словам, отдельно взятых инструментов по управлению лояльностью не существует. «Только в комплексе мы можем начать управлять ей, и наша задача к 2016 году – стать самым любимым оператором в России». Среди конкретных инструментов Елена выделила массовые программы лояльности, тщательную обработку обратной связи с помощью системы NPS от каждого клиента, целевое взаимодействие. В качестве примера была приведена бонусная программа «Счастливое время», запущенная в июле прошлого года, карта «Билайн», с помощью которой можно получить процент от покупок на счет, и активная работа с BigData.

Подробно про BigData рассказал следующий докладчик - партнер EY Юрий Гедгафов. Он сделал упор на обратную сторону медали - высокая информированность операторов связи может наоборот оттолкнуть клиентов. В качестве примера спикером были приведены случаи ценовой дискриминации, связанные с изменением цены на одну и ту же услугу в зависимости от того, какой операционной системой пользуется потенциальный клиент. Сейчас, по словам эксперта, готовится закон, обязующий операторов связи стереть все данные об абоненте по первому его требованию. В заключение Юрий отметил, что BigData в том виде, в каком операторы хотят ее получить, принесет больше вреда, чем пользы.

Модератор секции Василий Богданов заключил, что в этом вопросе есть две стороны: «С одной - знания о клиенте могут улучшить работу операторов, что повысит лояльность клиентов, но при этом этих знаний может стать слишком много, и клиентам это уже не понравится». Заместитель директора департамента инфраструктурных проектов, Министерство связи и массовых коммуникаций России Вартан Хачатуров добавил, что не стоит бояться того, что операторы будут использовать данные в своих целях: «Закона о персональных данных, на мой взгляд, достаточно. Более того, он мог бы быть еще проще. Что касается MNP, срок переноса номера мы будем сокращать. Это заставит операторов гораздо больше внимания обратить на стратегию лояльности».

Начальник управления защиты прав потребителей в «Роспотребнадзоре» Олег Прусаков заключил, что во всех случаях надо следовать закону и соблюдать нормы. И, самое важное - не злоупотреблять правом в тех случаях, когда законодательной нормы, ограничивающей его, нет, но есть желание пользоваться своим статусом, чтобы потребитель оказался в заведомо невыгодной ситуации. Клиенты должны чувствовать себя равноправным партнером. Для этого надо всего лишь не усложнять договор положениями «ни о чем».

 

Эксперты во время заключительной сессии  «Лицом к лицу с клиентом: стратегии лояльности в телекоме»

Отметим также, что заместитель генерального директора «Tele2 Россия» Джери Калмис во время обеденного перерыва ответил на вопросы журналистов, касающихся работы совместно с компанией «Ростелеком» и выхода на рынок более 60 регионов России, включая Москву. При этом, несмотря на расширение, по его словам, ценовая политика компании останется прежней: «Мы, как и раньше, будем предлагать абонентам простые и понятные тарифные планы, низкую стоимость звонков как в домашнем регионе, так и в международном роуминге». Джери также обосновал и смену рекламной концепции «Мафия», на протяжении восьми лет являющейся визитной карточкой «Теле2». Концепция, по его словам, стала слишком предсказуемой, а придумывать новые идеи к ней становилось все труднее.

 

Заместитель генерального директора «Tele2 Россия» Джери Калмис

 

Автор: Марина Кван.

Тематики: Фиксированная связь, Мобильная связь, Интернет, Регулирование

Ключевые слова: Ростелеком, операторы связи