Силовики упрекнули IT-бизнес в отсутствии интереса к лоббизму

По мнению представителей ФСБ, в то время как иностранные компании продвигают свои стандарты на международном уровне, российские разработчики лишаются зарубежных рынков.

Российский бизнес не лоббирует свои интересы на международном уровне и из-за этого теряет возможность реализовывать свою продукцию на иностранных рынках. Об этом на этой неделе заявил замначальника 8-го центра Федеральной службы безопасности (занимается защитой данных, криптографией и т.п.) Николай Мурашев на пленарном заседании комиссии по нормативно-правовому обеспечению развития наукоемких технологий стратегических информационных систем при комитете Госдумы по науке и наукоемким технологиям.

— Во многом наша экспортная составляющая теряется в международных организациях. В Международном союзе электросвязи (организация, определяющая рекомендации в области телекоммуникаций и радио, а также регулирующая вопросы международного использования радиочастот. — «Известия»), в ISO (Международная организация по стандартизации, занимается разработкой различных стандартов. — «Известия»). Я не видел ни одного российского стандарта, — говорит Мурашев. — В России работу иностранных стандартов ISO я вижу, а там наших стандартов я не вижу. Там продавливают их не госструктуры, а частные организации. У нас много объединений, разных организаций, которые в отличие от госструктур будут слушать.

По словам представителя ФСБ, на Западе сейчас принята модель, когда представители государства, общества и бизнеса ведут работу на международном уровне по отстаиванию своих интересов.

— Нашего бизнеса на международных площадках я почти не вижу. Он не отстаивает там свои интересы. А за это время в Международном союзе электросвязи принимают законы, которые ограничивают российских производителей, — рассказывает Мурашев. — Такие стандарты принимают там, где право голоса принадлежит не государству, а бизнес-структурам. Конечно, государство должно поддерживать экспорт, но и сами структуры должны выступать на международной арене, так, чтобы те правила, которые там принимаются, формировались и в интересах отечественного бизнеса.

Замдиректора Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергей Гребенников отметил, что действительно никогда не слышал о том, чтобы российские представители что-то предложили в ISO, хотя они там присутствуют с 2005 года. По его словам, РАЭК уже начала думать о выходе на международный уровень и пытается начать отправлять туда специалистов.

— Сейчас начинаем отправлять специалистов благодаря Минкомсвязи, которое поняло, что надо присутствовать на таких мероприятиях и отстаивать свои позиции, — добавил Гребенников.

Президент российской компании Cognitive Technologies (разрабатывает решения для распознавания текста, системы электронного документооборота и т.д.) Ольга Ускова объяснила, что лоббированием должна заняться не одна компания, а объединение, представляющее интересы многих компаний.

— Сейчас наши компании ограничены по выходу на международный рынок, так как они создают продукты по отечественному ГОСТу, в результате они не проходят зарубежную сертификацию и мы не можем работать на их рынках, — говорит Ускова. — В то же время иностранные компании, разрабатывающие решения на основе ISO, могут работать на нашем рынке. Необходимо, чтобы велась работа по лоббированию наших ГОСТов на международном уровне.

Владимир Зыков

Тематики: ПО, Регулирование

Ключевые слова: программное обеспечение