Операторы в Петербурге сохранили свои позиции: данные Advanced Communications & Media

Аналитическое агентство Advanced Communications & Media представило отчёт по российскому рынку сотовой связи за 2-й квартал 2014 года. Количество абонентов и уровень проникновения по стране и в Петербурге, по сравнению с ближайшими предыдущими периодами, незначительно повысились, а наиболее существенное движение активов внутри рынка происходит благодаря внутренним изменениям у операторов сотовой связи.

Так, завершение переноса мобильных активов «Ростелекома» в капитал совместного предприятия с Tele2 Россия, то есть, по сути, создание нового федерального сотового оператора Tele2 (см. новость раздела «Рынок сотовой связи России»), привело к тому, что чистый прирост абонентской базы совместного предприятия составил 72% от прироста всех операторов. Фактически же это означает, что к Tele2 примкнули около 7 млн. абонентов «Ростелекома».

Еще одним фактором движения рынка стало вступление в силу закона о переходе к другому оператору с сохранением номера (MNP ), позволяющее абоненту переходить от одного оператора связи к другому, оставляя за собой действующий номер. За период с начала действия закона услугой переноса номера воспользовались менее 1% всех подключившихся, но это уже, по данным ЦНИИС, около 0,5 млн. абонентов. Независимые исследования показывают, что лидером по количеству перенесенных к нему номеров является «МегаФон», на втором месте МТС, за ними следуют «ВымпелКом» и Tele2. (см. новость SpbIt от 25.08.2014).

Немаловажно, что одной из причин перехода к «МегаФону» петербуржцы называют возможность звонить в метро: благодаря излучающему триаксиальному кабелю, расположенному вдоль путей, сеть оператора доступна даже в перегонах между станциями. Правда, на право эксплуатации кабеля претендуют сейчас и остальные участники рынка (см. новость раздела «Мобильная связь»).

Наконец, часть активных пользователей мобильного Интернета уходит к тому оператору, кто предоставляет наиболее качественную 4G связь. Сейчас лидерство в этом сегменте, по результатам опроса абонентов, оспаривают «МегаФон» и МТС.

В Петербурге, таким образом, количество используемых sim-карт выросло, по сравнению с первым кварталом года, с 14,09 до 14,36 млн., а уровень проникновения возрос с 213,7% до 217,7%. По уровню проникновения Санкт-Петербург почти не уступает Москве (220,4%) и значительно опережает остальные регионы (159,6%).

Наиболее высокий чистый прирост в Петербурге продемонстрировал МТС — 37% общего прироста. На втором месте «ВымпелКом» - 29%. На третьем «МегаФон» - 25%. У Tele2 и «Ростелекома» соответственно 4% и 5%.

Таким образом, во втором квартале 2014 года операторы связи поделили петербургский рынок в такой пропорции: «МегаФон» 35% (в первом квартале было тоже 35%), МТС 29% (28%), «Вымпелком» 19% (19%), Tele2 16% (17%).

Незначительные колебания в распределении рынка между операторами могут свидетельствовать об одинаковых приоритетах в маркетинговой и технологической политике компаний. Так, все операторы стремятся развивать сети LTE (Интернет поколения 4G) во всех регионах России, ориентируясь, правда, пока только на крупные города. В августе мы наблюдали праздничные мероприятия, посвященные запуску «Билайном» полноценной сети LTE в Великом Новгороде, а «МегаФон» тем временем объявил о том, что после подключения Карелии покрытие сверхскоростной сети 4G+ охватывает теперь каждый регион Северо-Запада.

Другим летним трендом стало увеличение производства и популяризации брендированных мобильных устройств бюджетного класса (см. новость раздела «Мобильная связь» от 19.08.2014), предназначенные для функционирования только в родной сети. Акции и скидки на брендированные модели смартфонов, планшетов и модемов действуют у всех операторов «Большой тройки». Например, «МегаФон» проводит акции на большинство гаджетов со своей эмблемой: «Планшет от МегаФон за 1990 рублей» (семейcтво Login), «3G модем за 1 рубль», «Модем 4G+ за 1 рубль», «Смартфон 4G+ за 4 990 рублей», «Смартфон MegaFon Login 2 за 1690 рублей», «Смартфон MegaFon Optima за 1990 рублей», «Современный смартфон за 990 рублей только от МегаФона» (модель Login), «Мобильный Интернет в подарок при покупке роутера» (роутер МегаФон B970b). «Билайн» не остается в стороне, предлагая «Смартфон «Билайн Смарт2» за 490 рублей».

В борьбе за внимание клиента операторы связи запускают большое количество интересных предложений для самой разной аудитории. «Билайн», например, предлагает «iPhone по выгодной цене» - разумеется, при условии подключения к его услугам, - а также «SALE до 50% на смартфоны и планшеты топовых брендов». В ответ на это «МегаФон» делает скидку 50% на услуги мобильного интернета при покупке планшета Samsung.

Нетривиальную коммерческую тактику разработал Tele2, предъявив слоган «Честно — дешевле», намекающий на отсутствие в тарификации оператора каких-либо скрытых платежей. Интересно, что, несмотря на стереотипное мнение о невысоком качестве услуг связи Tele2, еще в ноябре 2013 по результатам исследования информационно-аналитического агентства TelecomDaily этот оператор продемонстрировал в Петербурге (вместе с «МегаФоном») наиболее высокие показатели по качеству передачи речи и стабильности соединений (см. новость раздела «Мобильная связь» от 28.11.2013). Другое дело, что догнать «Большую тройку» в строительстве LTE-сетей, новому оператору, даже при  содействии мощных активов «Ростелекома», будет очень сложно.


Автор: Борис Беляев.

Тематики: Мобильная связь

Ключевые слова: сотовая связь СПб, сотовые операторы, сотовая связь, AC&M Consulting, операторы мобильной связи России