Правительство может лишить Роскосмос контроля за рядом спутников

Контроль над дистанционным зондированием Земли могут передать специальной правительственной комиссии.

Экспертная группа Открытого правительства подготовила концепцию развития деятельности по дистанционному зондированию Земли (ДЗЗ) в Российской Федерации. По словам одного из авторов документа, научного руководителя Института космической политики Ивана Моисеева, правительство поручило его группе до 1 октября представить концепцию, завершив к этой дате согласования в министерствах и ведомствах.  

Сегодняшние позиции России на глобальном рынке ДЗЗ ничтожны: несмотря на статус полноценной космической державы, РФ довольствуется долей в 0,2% от объема мирового рынка данных и продуктов ДЗЗ. Крупнейшие доли здесь у США (61%) и Франции (18%). В Министерстве природных ресурсов РФ часто жалуются, что основной объем данных для прогнозов погоды они вынужденно берут с иностранных спутников — своих крайне мало и надежность их невысока. Упадок отечественного рынка ДЗЗ авторы концепции объясняют неоправданными нормативными ограничениями на использование данных ДЗЗ в России, концентрацией функций регулирования, госзаказа, управления и исполнения заказов в рамках одной структуры (Роскосмоса) и малоэффективной схемой бюджетного финансирования программ в части использования данных и продуктов ДЗЗ.

Преодолеть наблюдаемый упадок авторы концепции предлагают с помощью радикального реформирования схемы производства продуктов ДЗЗ. Главным органом в этой сфере предлагается сделать Правительственную комиссию по геопространственным данным и ДЗЗ. «Целью работы комиссии должны стать разработка проектов решений правительства Российской Федерации в области ДЗЗ, оптимизированных с точки зрения экономического развития России», — говорится в тексте концепции. Среди основных задач комиссии описываются координация органов власти по осуществлению государственной политики в области ДЗЗ, подготовка согласованных предложений по вопросам функционирования и развития ДЗЗ, рассмотрение технических заданий на разработку и создание средств ДЗЗ, финансируемых из федерального бюджета, организация проверочных мероприятий при сдаче в эксплуатацию средств ДЗЗ на предмет соответствия заявленных характеристик фактическим.

Важнейшей функцией правительственной комиссии, по мысли разработчиков концепции, станет выбор федерального оператора ДЗЗ — временно назначаемой компании (государственной либо частной), которая возьмет на себя оперативное управление федеральными космическими средствами ДЗЗ и будет участвовать в развитии отечественных средств на основе требований потребителей, являясь участником рынка продуктов и услуг ДЗЗ. По словам Ивана Моисеева, в идеале федеральный оператор ДЗЗ должен выбираться на конкурсной основе, после чего с такой компанией будет заключен государственный контракт.

Среди мер, предлагаемых авторами концепции для развития рынка ДЗЗ в России, прописывается «свободный и равноправный доступ граждан Российской Федерации к данным ДЗЗ из космоса; ограничения на такой доступ могут быть введены только законом Российской Федерации». Под свободным доступом понимается возможность получения данных ДЗЗ любым юридическим или физическим лицом без каких-либо разрешений. Идея в том, что продукт, получаемый с помощью спутников, построенных за счет бюджета, должен быть бесплатным для граждан, которые фактически оплачивают создание данного космического аппарата и его выведение на орбиту.

По словам Ивана Моисеева, согласовать с министерствами все пункты предлагаемой концепции до 1 октября, возможно, не удастся.

— Радикальные возражения у Роскосмоса, Минэкономразвития и Минфина, — говорит Моисеев. — Космическое агентство, в частности, принципиально возражает против передачи контроля над сферой ДЗЗ новой структуре — правительственной комиссии.

Высокопоставленный источник в Роскосмосе подтвердил, что ведомство не поддерживает предлагаемые в концепции меры.

— У нас есть действующая концепция развития российской космической системы ДЗЗ до 2025 года и, на наш взгляд, новой концепции по ДЗЗ не требуется, — отмечает собеседник «Известий». — Кроме того, в конце марта этого года на заседании Межведомственной комиссии по военной безопасности Совета безопасности РФ подробно рассматривался вопрос обеспечения федеральных органов исполнительной власти материалами съемки ДЗЗ. По итогам заседания Роскосмосу, Минобороны, Минэкономразвития и Росреестру поручили разработать предложения по созданию национального центра данных ДЗЗ из космоса. Оператору такого центра может быть придан статус федерального государственного оператора ДЗЗ.

В Минэкономразвития «Известиям» пояснили, что внесли ряд возражений и замечаний в концепцию: в частности, не было поддержано предложение о передаче права управления космическими аппаратами ДЗЗ, находящимися в федеральной собственности, определяемому на конкурсной основе оператору.

— Для управления спутником необходима специализированная наземная инфраструктура, находящаяся у организации-эксплуатанта космического аппарата (КА) или у подведомственных организаций Роскосмоса, — отмечают в Минэкономразвития. — Что касается повышения доступности имеющихся данных ДЗЗ, то здесь мы считаем оптимальным создание федерального фонда данных ДЗЗ, который будет включать данные, полученные с государственных КА, а также полученные с негосударственных КА и приобретенные за счет федерального бюджета. При этом данные, содержащиеся в указанном фонде, должны будут предоставляться бесплатно органам государственной власти и органам местного самоуправления, а также любому юридическому и физическому лицу для целей исполнения им государственного контракта, предусматривающего использование данных ДЗЗ.

Владимир Гершензон, генеральный директор компании «Сканэкс», утверждает, что косметическими мерами изменить что-либо в сегодняшних реалиях рынка ДЗЗ уже не получится.

— Радикальные реформы здесь уже назрели, необходимо принятие волевых решений, — говорит Гершензон. — Таким образом, к примеру, был принят сценарий реформирования ракетно-космической промышленности. Там в итоге решили разделить функции заказчика и исполнителя, то же самое, по сути, предлагается и здесь. Один из механизмов реформирования — создание федерального оператора ДЗЗ. Если спустить этот процесс на тормозах, то и сама реформа космической отрасли не даст результата. Ведь если сказать «а» в целом, но затем не сказать «б» по конкретным направлениям, работать ничего не будет, всё останется по-прежнему.

Иван Чеберко

Тематики: Фиксированная связь, Оборудование, Регулирование

Ключевые слова: спутниковая связь