Перспективы развития государственных электронных сервисов обсудили на Круглом столе в Петербурге

1 октября 2014 года состоялся Круглый стол «Государственные электронные сервисы: информатизация общества», организованный Комитетом по информатизации и связи Санкт-Петербурга в рамках VII Петербургского международного инновационного форума в Ленэкспо.

Трехдневный (1-3 октября) международный инновационный форум в этом году проходил под девизом «Энергия инноваций. Неисчерпаемый ресурс развития». Инновационное развитие региона предусматривает в первую очередь информатизацию города, создание новых, более современных и удобных условий жизни петербуржцев. Задачей круглого стола «Государственные электронные сервисы: информатизация общества» было донести до представителей исполнительных органов государственной власти, высших учебных заведений, ИТ-бизнеса и СМИ информацию о современных инструментах продвижения инновационных разработок в сфере государственных электронных услуг.

Напомним, что Минкомсвязи россии проводит активную работу по переводу государственных услуг в электронный вид (см. об этом, например, новость раздела «Государственные электронные услуги» от 15.09.2014). Соответственно, в отчете министерства по работе Единого портала госуслуг отмечено значительное увеличение количества обращений (7,8 млн за первую половину 2014 года против12,9 млн на весь 2013 год), рост среднесуточного количество пользователей со 151 тыс. до 208 тыс. человек. При этом количество запросов региональных сведений в августе 2014 года выросло на 45%, а общее число зарегистрированных пользователей достигло 10,8 млн человек.

На двухчасовом круглом столе предполагалось обсудить целый ряд актуальных вопросов: возможности и бесперебойное функционирование федеральных электронных сервисов, мониторинг и анализ инцидентов, оптимизация затрат на приобретение и поддержку программно-аппаратного комплекса, проблемы внедрения электронных услуг в разных регионах страны и их решения. В связи с этим, в числе спикеров оказались делегаты как профильных комитетов регионов России, так и ИТ-компаний.

 

 



Информация Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга

Председатель Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга Иван Громов посетовал на то, что основным фактором, препятствующим популяризации электронных госуслуг, является нежелание перемен самими гражданами: «Главная сложность — объяснить, донести до людей, что электронные сервисы — это сильное упрощение жизни, коренной пересмотр работы чиновников». Прежняя система государственного управления имела несколько недостатков: информационный барьер (отсутствие единого информационного ресурса при постоянно меняющейся нормативно-правовой базы, «закрытость» всех внутренних процессов обработки заявлений), дискомфорт заявителей (очереди, необходимость самостоятельного сбора пакета документов и др.), отсутствие «прозрачности» деятельности органов власти.

«Сам по себе электронный сервис достаточно простой. Но разработчиками была проведена огромная аналитическая работа: для того, чтобы услуга выполнялась качественно, грамотно и в срок, нужно описать весь процесс ее предоставления и каждый шаг автоматизировать. Главный принцип оптимизации процессов предоставления услуг — принцип «одного окна». Важно также максимально сократить количество взаимодействий между заявителями и чиновниками, создать возможность единовременной подачи заявлений на несколько услуг, избавиться от очередей. Есть несколько вариантов предоставления госуслуг: многофункциональные центры (МФЦ), мобильные МФЦ, порталы услуг и мобильные приложения», - сказал г-н Громов.

При этом региональные и федеральные системы госуслуг (СМЭВ — система межведомственного электронного взаимодействия) находятся в постоянном взаимодействии: региональный портал реплицируется на федеральный портал госуслуг. Помимо их, в СМЭВ для Петербурга входит информационная система МФЦ и ведомственные информационные системы, портал «Наш Санкт-Петербург», региональный ЦОД (место обработки всей информации), СЭД и региональные аналитические системы (позволяют производить мониторинг сервисов). СМЭВ построена на единой сервисной сети — для защиты персональных данных и возможности противостоять угрозам внешнего воздействия на информационные ресурсы.

 



Иван Громов назвал основные направления развития «Электронного правительства», самое важное из которых — привлечение граждан к получению услуг в электронном виде. Расширение сети МФЦ — еще одна стратегическая задача: в 2014 году в Петербурге открылись или готовятся к открытию 18 новых центров. Остальные направления: расширение сети межведомственного взаимодействия, развитие системы контроля всех процессов в рамках оказания услуг, централизация процессов по предоставлению услуг в единое пространство (СМЭВ), закрепление единых принципов формирования услуг и нормативных документов, максимальный отказ от личного визита заявителей в органы власти (отсутствие коррупции), увеличение уровня вовлеченности граждан в жизнь города и Правительства.

«В процессе вовлеченности граждан работают механизмы, которые на первый взгляд неочевидны. Прямая реклама в информационном пространстве практически не дает эффекта. Только вовлечение определенных слоев горожан закрепляет возможность упрощения жизни на уровне подсознания. Так было, например, когда школьники и студенты помогали родителям создавать свои «Личные кабинеты» на ресурсах Правительства города», - пояснил г-н Громов.

Слово регионам

Министр развития информационного общества Калужской области Дмитрий Разумовский поделился опытом развития ИКТ в своем регионе. Население Калужской области более 1 млн человек, уровень проникновения высокоскоростного Интернета — 52% в целом по области и 84% в Калуге. На Едином портале госуслуг зарегистрировано около 126 тысяч пользователей. По сравнению с 2013 годом в регионе существенно увеличилось количество обращений к госуслугам: со 139 тыс. до 338 тыс. за 9 месяцев 2014 года.

Министерство развития информационного общества Калужской области сочетает в себе методологические и технологические функции. ГБУ «МФЦ Клужской области» занимается организацией предоставления услуг по принципу «одного окна», экспертизой и мониторингом проектов, подготовкой предложений по оптимизации. ГБУ «Агентство информационных технологий Калужской области», оператор государственных информационных систем, отвечает за координацию проектов по развитию ИКТ, развитие телекоммуникационной инфраструктуры, администрирование и техподдержку пользователей. Основными реализованными проектами министерства являются запись в дошкольные образовательные организации, внедрение медицинской информационной системы и системы «112» (диспетчерские службы быстрого реагирования), ГИС-проекты. На 2015 год запланирована разработка стратегии развития информационно-коммуникационных технологий органов власти Калужской области до 2020 года, внедрение единой аналитической системы, единой информационной системы «Электронное образование», промышленной СЭД, мобильных приложений, реализация проекта «Электронное правительство».

 



Главный эксперт ГБУ Республики Коми «Центр безопасности информации» Дмитрий Едомский представил тезисы по теме «Информационное общество, электронное правительство, электронные сервисы — комплексная защита». На всех уровнях (государство — регион — личность) существуют проблемы защиты информации: недостаточная мотивированность сотрудников, межличностные конфликты и конфликты интересов, невыстроенность информационных потоков внутри организации, внешние негативные воздействия. Это приводит к целому ряду системных прецедентов и организационно-технических проблем, связанных с организацией защиты информации в «Электронном правительстве». Решение этих проблем зависит прежде всего от обучения сотрудников в рамках плановых мероприятий.

Рассказ о достижениях в области реализации механизмов электронного правительства в регионах продолжил руководитель проектов Комитета Тульской области по информатизации и связи Роман Камынин. Он поделился опытом внедрения проекта «Открытый регион». Центр информационных технологий Тульской области был создан 2,5 года назад, и сегодня его команда состоит из 250 человек. Главные направления его деятельности — разработка проектов для Правительства Тульской области (более 40 реализованных проектов, самые известные - «Открытый регион», «Открытые данные», «Централизованная бухгалтерия», «Справка о доходах»), обеспечение информационной безопасности сети Правительства и поддержка инфраструктуры.

Этапами создания портала «Открытый регион» были проектирование сервисов, тестовая эксплуатация и корректировка, запуск портала и создание мобильных приложений. Сложности при разработке заключались в отсутствии лучших практик (разработка «с нуля»), бездействии со стороны органов исполнительной власти, отсутствии методологии и законодательной базы. На сегодняшний день портал состоит из трех частей: «Реши проблему» (более 70 актуальных городских вопросов), «Прими участие» («Народный бюджет» - можно подать заявку на государственное софинансирование 90% проекта; «Экспертиза НПА» - нормативно-правовых актов; «Дороги Тульской области» - вся информация о дорогах), «Открой для себя» («Народная карта» - уже размещено 40 тыс. объектов, «Открытый муниципалитет» - информация о руководителях районов, администрации и др., «Электронное МВД» - информация об участковом). С помощью портала уже решено более 2200 обращений (сервис «Реши проблему»).

Все мобильные приложения для получения информации используют проект «Открытые данные». Часть из них разработана непосредственно Центром информационных технологий, часть — коммерческими структурами по собственной инициативе. На сегодняшний день это приложения «Бесплатный Wi-Fi», «Инвестиционный портал», «Открытый регион 71» (как часть одноименного портала), «Культурный навигатор», «Донор», «Планы проверок ЮЛ и ИП». Всего на сегодняшний день эти мобильные приложения были установлены в общей сложности 24 тыс. раз.

Инновационные ИТ-решения

Дмитрий Налбандян, начальник отдела СПб ГУП «Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр», представил разработанный Центром «Программный комплекс мониторинга объектов внедрения систем электронного правительства в субъекте Российской Федерации». МАИС ЭГУ (Межведомственная автоматизированная информационная система предоставления в Санкт-Петербурге государственных и муниципальных услуг в электронном виде) – это информационная система исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, обеспечивающая автоматизацию административных процедур по предоставлению государственных и муниципальных услуг на территории Санкт-Петербурга с применением информационно-коммуникационных технологий. Она состоит из портала государственных муниципальных услуг, подсистемы внутреннего электронного документооборота МФЦ, подсистемы мониторинга и электронного кабинета должностного лица. Программный комплекс мониторинга объектов внедрения систем электронного правительства в субъекте Российской Федерации – портальное решение, реализованное в составе МАИС ЭГУ.

 



В задачи мониторинга входят проверка удобства, работоспособности и отказоустойчивости клиентского ПО на рабочих местах, помощь в своевременном решении возникающих проблем, формирование статистических и аналитических отчетов по работе ПО для руководства, оперативный контроль за работоспособностью ПО и работой специалистов со стороны руководства и контролирующих органов. Таким образом, комплекс мониторинга включает в себя модуль отображения информации иа интерактивной карте Петербурга, модуль формирования и отображения статистических данных, модуль формирования отчетов и информационно-аналитических материалов, модуль администрирования программного комплекса и модуль для работы с контентом.

В перспективах развития комплекса — расширение перечня отображаемых сведений и параметров (достигнутых показателей объектов, мониторинг активности, расширение отчетных данных и аналитических материалов), генерация и размещение QR-кода для каждого АРМ (автоматизированного рабочего места), разработка базы данных для получения и внесения информации и общения с техподдержкой, разработка мобильных приложений для техподдержки и мониторинга (на ОС Android и iOS), интеграция с системой мониторинга сетевых ресурсов.

Наконец, заместитель генерального директора «БСС Инжиниринг» (ВSS Engineering) Игорь Сиваков рассказал о новых технологиях предоставления адресной социальной помощи. О недостатках неадресной социальной помощи (как натуральной — продуктами, так и денежной) знают все: люди получают не то, что им на самом деле нужно или товары плохого качества, нет уверенности в том, что средства дошли до того, до кого планировалось. ВSS Engineering предлагает реализовывать предоставление адресной социальной помощи социально-незащищенным слоям населения с помощью электронных социальных сертификатов. В основе проекта ─ внедрение информационной системы «Универсальный Процессинговый Центр» в органах социальной защиты населения.

Действие социального сертификата происходит по простой схеме: гражданин обращается за помощью в орган исполнительной власти; средства в объеме помощи (в условной валюте) зачисляются на счет социальной карты, гражданин самостоятельно выбирает полагающийся ему в рамках социальной помощи товар и расплачивается за него с помощью социальной карты; орган исполнительной власти получает информацию о факте продажи и возмещает торговой организации стоимость товара. Важно, что человеку при этом даются не деньги, а условные баллы. Подразумевается, что использовать сертификат можно не только на POS-терминале в магазине, но и в интернет-магазине и на Социальной витрине (специально созданном региональном интернет-ресурсе). Департамент социальной защиты может отслеживать, какие продукты люди покупают, и проводить соответствующий анализ. «Социальный работник, таким образом, становится аналитиком и проектировщиком будущих программ, а не логистом, занимающимся доставкой», - подводит итог Игорь Сиваков.

В Москве уже внедрен проект выдачи сертификатов на продовольственные нужды (при этом есть список запрещенных продуктов — табачные изделия и алкоголь). Сейчас реализуются проекты социальных сертификатов на товары длительного пользования и технические средства реабилитации. За три месяца эксплуатации в Москве более 250 тыс. граждан получили сертификаты, оборот составил более 200 млн рублей, подключились около 1000 торговых точек. 

Преимущества технологии социальных сертификатов — в расширении потребительского выбора (не только товара, но и поставщика), в повышении качества и доступности услуг (в результате роста конкуренции между поставщиками), в минимизации коррупционных рисков.

 



Круглый стол «Государственные электронные сервисы: информатизация общества» стал своеобразным итоговым отчетным мероприятием, в рамках которого руководители органов власти и ИТ-разработчики поделились результатами своей работы в области ИТ-проектов федерального значения, бесперебойного функционирования электронных сервисов, оптимизации затрат на программную инфраструктуру и системное ПО, а также информационной безопасности. Общая тенденция вырисовывается достаточно ясно: государство стремится обеспечить удобство своих граждан за счет максимальной информатизации (то есть ухода «в Сеть») своих услуг и сервисов.

Автор: Андрей Блинов.

Тематики: Регулирование, Web

Ключевые слова: электронное правительство, электронные услуги, gosuslugi.ru, государственные электронные услуги