Алексей Бахтиаров, генеральный директор Infobox: «Облака — естественный этап эволюции» / TelecomDaily проанализировал потребность СМБ-компаний в «ИТ как услуге»

Информационно-аналитическое агентство TelecomDaily провело анализ российского рынка «ИТ как услуга» и проникновения облачных сервисов в корпоративном секторе, включая предприятия среднего и малого бизнеса (СМБ, SMB). В частности, исследование касалось спроса на облачные услуги среди компаний СМБ в Санкт-Петербурге — его представляли 20% из 1500 опрошенных — руководителей компаний и организаций, их подразделений. Результаты исследования представил на неформальной встрече с журналистами руководитель ИАА TelecomDaily Денис Кусков совместно с представителями компаний Microsoft и Infobox.

Не нужно доказывать, что эффективность развития СМБ-компаний и рынка в целом напрямую зависит от ИТ, особенно это касается работы с клиентами, деятельности сотрудников, экономической и финансовой составляющих. Между тем, как показало последнее исследование TelecomDaily, в 14% петербургских компаний вся клиентская база хранится на бумаге, в 34% - в таблицах Excel. 25% компаний используют специальную базу, сделанную под заказ, и только 16% внедрили у себя CRM-систему. 73% компаний применяют для рабочей переписки бесплатные почтовые сервисы, хотя большинство руководителей (62%) осознают риск потери данных и утечки информации, которому они при этом подвергаются.

Половина компаний так или иначе сталкивались с отказом ИТ-систем, хотя большинство из них (около 80%) — не так часто, 1-2 раза в год или в квартал. С потерей данных сталкивалось меньше опрошенных руководителей, но всё равно количество 28% заставляет задуматься. Тем не менее, платные офисные сервисы (например, Lync или SharePoint) пользуются спросом у целевой аудитории, из чего TelecomDaily делает вывод, что СМБ-компании, хотя и испытывают сложности с ИТ, знают, что сами ИТ-сервисы и помогут им решить эти проблемы.

Наконец, опрос затронул тему применения бизнес-модели «ИТ как сервис» (ITaaS). Оказалось, что руководители более 60% компаний знают, что при использовании ИТ как услуги (по подписке) от крупных международных поставщиков вся информация ежедневно автоматически сохраняется, тем самым предотвращая риск потери данных. Они также отметили и другие преимущества операционной модели ITaaS: доступность информации с различных устройств, доступ к новейшим ИТ-инструментам, возможность адаптировать количество ИТ-ресурсов в соответствии с нуждами, прозрачность затрат, высокий уровень сохранности информации и экономию средств. 42% опрошенных оказались готовы попробовать ИТ как услугу.

«Хорошо, когда у компании есть возможность не просто купить услугу в «коробке», а попробовать решение различных вендоров от поставщика этих услуг — интегратора, — те возможности, которые необходимы именно им. Это могут быть хостинговые решения, почтовые сервисы, базы данных и другое.

Компаниями СМБ наиболее востребованы облачные ИТ-услуги: почтовые сервисы, облачные хранилища, системы объединенных коммуникаций и организации видеоконференций.

Елена Сливко-Кольчик, директор макрорегиона Северо-Запад Microsoft в России, рассказала, что в компании Microsoft внедряется несколько ведущих направлений развития ИТ в ближайшее время: облачные технологии, мобильность, социальные сети, обработка «больших данных» и безопасность. Основным трендом рынка была и будет возможность использования всевозможных сервисов, в первую очередь - с мобильных устройств. Эту возможность должно обеспечить развитие спектра мобильных устройств и облачные технологии — именно то чем занимается Microsoft.

«Приобретая облачные решения, вы получаете доступ к пользованию всем многообразием услуг, притом не имея необходимости владеть ими, - пояснила Елена Сливко-Кольчик. - Существуют разные подходы к облачным технологиям: частное облако, публичное облако, гибридное облако и хостинговые решения. И именно для компаний СМБ облачные технологии определяют совершенно новые возможности». Такими возможностями могут стать как новая ИТ-экономика (оплата только использованных ресурсов, приобретение вычислительных мощностей без инвестиций),  так и последние версии ПО с повсеместным доступом, новые бизнес-модели, а также простое управление (развертывание и администрирование), надежность и отказоустойчивость.

 

Генеральный директор компании Infobox Алексей Бахтиаров

 

Алексей Бахтиаров, генеральный директор Infobox, рассказал журналистам о своем опыте предоставления ITaaS-услуг:

Мы входим в Топ-10 хостеров России, работаем на рынке хостинга с 2002 года. В 2008 году начали активно сотрудничать с Microsoft. Уже тогда наряду с традиционными услугами хостинга, электронной почты, аренды серверов появлялись новые. Понимая, что широкому кругу клиентов невозможно будет использовать ИТ-технологии по традиционной модели, покупая коробочное ПО, мы с Microsoft запустили совместный проект и начали предлагать бизнесу облачные решения. Ведь на самом деле бизнес покупает не облака, он покупает ИТ-решения и возможность их использовать, а облачная модель — всего лишь способ доставки этих решений.

Облака — естественный этап развития всех наших областей жизни. Но нашим заказчикам не нужны преимущества облачной модели как таковой, им нужно преимущество использования ИТ-решений. В 2008 году основатель Oracle Ларри Эллисон сказал: исчезает понятие облака, потому что всё, что окружает нас — это, по сути, и есть облака. У пользователей, например, не было выбора, пользоваться коробочной или облачной версией «ВКонтакте», это было абсолютно естественное использование. Удивительно: частные лица дошли до облаков гораздо быстрее, чем бизнес.

Почему облака так востребованы именно сегодня?

Если бы провайдеры начали предлагать облачные версии бизнес-решений несколько лет назад, они бы не нашли покупателя: интернет был медленный, серьезные задачи с такой инфраструктурой решать было нельзя. Сегодня же этот процесс нужно воспринять как данность. В 2009 году наши клиенты пользовались в основном только одной услугой из облака — электронной почтой. Затем появились обмен сообщениями, синхронизация контактов... Количество облачных решений, в которых нуждается бизнес, постоянно растет. Так, на сегодняшний день никто не задумывается о том, как организовывать телефонию в офисе собственными силами, они приглашают провайдера и ставят виртуальную АТС. Новые молодые компании все чаще выбирают готовые онлайн-сервисы: это гораздо быстрее, проще и не нужно думать об организации внутренней ИТ-инфраструктуры.

Что же тогда происходит с услугой по аренде физических серверов?

На сайте Infobox опубликовано официальное заявление о том, что мы прекращаем давать в аренду «железные» серверы. За ними просто нет будущего — настолько продвинутые стали технологии виртуализации. Мы не хотим предлагать клиенту то, что завтра ему будет не нужно. Арендуя виртуальный сервер, можно, например, отключить его на ночь. Если вычислительные мощности компании возросли, можно в несколько кликов увеличить мощность сервера или создать еще один. Поэтому мы принципиально отказались от физических серверов. А результат... Если за предыдущие 6-7 лет в нашем дата-центре было размещено порядка тысячи железных серверов, арендованных и клиентских, то за последний год наши клиенты создали 12000 виртуальных серверов. 

Какие возможности предоставляет облако Infobox?

Это полный спектр задач для бизнеса: можно развернуть 1С Бухгалтерию, создать виртуальные рабочие места, полностью перенести в облако свою инфраструктуру, организовать резервное копирование информации из офиса...

Услуги компании не ограничиваются только предоставлением места в облаке?

Конечно, нет. Отказ от физических серверов совпал с запуском на наших мощностях облачной инфраструктуры, которая работает на базе российского ПО Parallels, а на уровне конечного клиента — на ПО Microsoft. Это первое российское публичное облако. Публичное — потому, что любой клиент может придти, зарегистрироваться в режиме самообслуживания, за несколько минут создать себе виртуальный сервер и начать им пользоваться.

Однио из направлений деятельности Infobox — предоставление клиенту не только инфраструктуры для своих решений, но и конечного сервиса. У нас есть продукт «Офис24», по функциональности схожий с Office365. Он включает корпоративную почту бизнес-класса, корпоративный портал, коммуникации в реальном времени - то есть это законченное решение для всех видов коммуникаций.

Таким образом, клиент, имея только доступ к сети Интернет, может решить все свои задачи — от создания виртуальных рабочих мест и размещения бухгалтерии до всех видов коммуникаций. Часто наши клиенты используют дополнительные ИТ-решения для того, чтобы выделиться на фоне конкурентов, которые еще до этого не дошли.

Кто пользуется облачными услугами?

Мы имеем собственный дата-центр в Петербурге и в этом году открыли три дополнительных локации в Москве, Красноярске и Амстердаме. Растущий темп потребления облачных решений требует максимально быстрой доставки информации до наших конечных клиентов, которые размещены по всей России и даже за ее пределами.

Наши клиенты — представители как SMB-сегмента, так и крупного бизнеса. Причем именно «большие» клиенты предъявили нам определенные требования по надежности, в результате чего мы развернули локацию в московском дата-центре DataSpace, сертифицированном по высшему стардарту Tier III. Это первый в России прецедент, когда публичное облако, доступное по цене каждой компании, размещено в дата-центре такого уровня надежности. Поэтому на сегодняшний день мы готовы удовлетворить требованиям как небольших, так и очень крупных заказчиков.

Несколько знаковых проектов...

Например, мы делали проект для «Евровидения-2009» в Москве. Почта одного из подразделений РЖД находится в нашем облаке. Через наше облако мы транслируем мероприятий из Мариинского театра. В нашем дата-центре организовано частное облако банка «Санкт-Петербург»...

 

 

 

 

Автор: Андрей Блинов.

Тематики: Интеграция

Ключевые слова: Infobox, облачные услуги