Россияне не спешат расставаться с мобильным рабством

Услуга сохранения мобильного номера за абонентом при переходе от одного оператора к другому (Mobile Number Portability, MNP) действует в России с 1 декабря 2013 г. В первые четыре месяца шел переходный период - операторы могли отложить прием абонента, приходящего к ним со своим номером от другого оператора, а с 1 апреля 2014 г. услуга действует полноценно. Операторы обязаны обеспечить перенос номера из одной сети в другую в течение восьми дней для частных абонентов и 29 дней для номеров, закрепленных за юридическими лицами. При этом номера могут пока переноситься только в пределах одного региона.

По итогам девяти месяцев 2014 г. количество заявок на перенос номера от одного оператора к другому составило 950 609. При этом фактически операторы уже перенесли 640 405 номеров, сообщил Центральный научно-исследовательский институт связи (ЦНИИС) - оператор базы данных перенесенных номеров, подведомственного предприятия Федерального агентства связи (Россвязь). Это всего 0,4% от общей абонентской базы в России. По данным AC&M Consulting, в России на конец II квартала 2014 г. было зарегистрировано 243,1 млн sim-карт.

Изначально, учитывая мировой опыт, предполагалось, что услугой MNP будет пользоваться примерно 3% от общего количества абонентов, признается в своем заявлении ЦНИИС. Представитель института Николай Лукьянчук отмечает, что в среднем ЦНИИС получает около 100 000-120 000 заявок на перенос номера в месяц. Если предположить, что все они будут обрабатываться, а число переносов не будет сильно расти, то на запланированный уровень в 3% от абонентской базы (или примерно 7,3 млн абонентов) ЦНИИС выйдет не раньше чем через пять лет. Но исполняющий обязанности генерального директора ЦНИИС Андрей Грязев рассчитывает, что "востребованность услуги" будет расти и это "позволяет обоснованно предполагать", что на прогнозный показатель ЦНИИС выйдет к 2016 г.

Невозможность достигнуть прогнозного показателя вынуждает государство дольше финансировать обслуживание базы данных перенесенных номеров. Ведь выход из мобильного рабства 3% абонентов позволил бы обеспечить функционирование базы данных номеров исключительно за счет средств, перечисляемых операторами-реципиентами за каждый перенесенный номер, отмечает ЦНИИС.

Сейчас же - до выхода на этот прогнозный минимум - база данных номеров финансируется из двух источников. Первый - поступления из резерва универсального обслуживания, второй - плата за перенос каждого номера от операторов (они отчисляют ЦНИИС 100 руб. за каждый перенесенный номер). Выплаты оператору базы данных из резерва универсального обслуживания рассчитываются как разница между общей суммой расходов ЦНИИС на поддержание системы и суммой, полученной им от операторов, объясняли "Ведомостям" ранее представители Россвязи и Минкомсвязи и сотрудник одного из сотовых операторов.

ЦНИИС не собирается зарабатывать на самой базе данных, объясняет Грязев. Но никто не запрещает институту развивать сервисы, сопутствующие данному проекту и востребованные потребителем, рассказывает он. Институт намерен зарабатывать именно на сопутствующих сервисах (предлагая клиентам услуги по предоставлению информации в формате, приемлемом именно для данной организации), ведении реестра перенесенных номеров для платежных систем и прочих услугах, связанных с качеством и удобством предоставляемой информации.

Например, речь может идти о предоставлении таких данных банкам, говорит Грязев.

Непопулярность услуги объясняется легко: операторы слабо информируют абонентов об MNP - ни один из них не проводил кампанию ни на локальном, ни на федеральном уровне, замечает представитель Минкомсвязи Екатерина Осадчая. Но она не знает, в чем причина такого поведения. Источник, близкий к регулятору, уверяет, что решение не рекламировать услугу было принято операторами вместе и согласовано.

Гендиректор исследовательской компании "ТМТ консалтинг" Константин Анкилов считает, что операторы обоснованно отказались от агрессивного продвижения услуги. Рынок мобильной связи перенасыщен. При этом различные исследования показывают, что лояльность и удовлетворение услугами операторов в общем по России остаются на одинаковом уровне у всех операторов. "Большая тройка" прекрасно понимает, что, даже если кто-то запустит рекламную кампанию, связанную с переносом номера, пойдет цепная реакция, откликнутся другие и перетоки абонентов окажутся на одинаковом уровне, заключает Анкилов. При этом операторам придется потратиться на маркетинг и рекламу, говорит он. Передел рынка при помощи MNP возможен лишь в сегменте b2b, предполагает Анкилов.

Елизавета Серьгина

Тематики: Мобильная связь

Ключевые слова: MNP