Инкубаторские годы чудесные. Состоялся первый выпуск QIWI Universe

10 ноября девять российских IT-стартапов выпустились из бизнес-акселератора QIWI Universe. 4 месяца в московском коворкинг-лофте они слушали российских и западных лекторов, проверяли гипотезы развития продукта и дорабатывали его. Экзамен принимали аналитики Maxwell Capital, Runa и других инвестфондов. Вместе с ними ICT-online.ru заметил особенноcть этого инкубатора: с его помощью материнская компания ищет перспективные для себя проекты.

Один из таких проектов — пластина Pinbonus, аккумулятор карт лояльности в одном устройстве. Ширина и высота — как у них, а толщина раза в 1,5 больше за счёт начинки. Пластина имеет батарею, магнитную полосу и модуль Bluetooth Low Energy (Bluetooth версии 4.0, отличается низким энергопотреблением и ставится на флагманские Андроиды, начиная с 4.4, и на Apple, начиная с iPhone4). Используется так: на смартфон скачивается приложение Pinbonus, в гнездо для наушников надо установить мобильный кардридер. Прокатывая через него карты, например, «Перекрёстка», «Л'Этуаль» пользователь записывает их данные в приложение. И оставляет карты дома, захватывая с собой только пластину Pinbonus. В магазине он передаёт на неё со смартфона, с приложения (по BLE) данные нужной карты на магнитную полосу, и протягивает её продавцу.

Благодаря Bluetooth Low Energy пластина служит 3 года (замена батареи не предусмотрена)

«До конца года начнём принимать предзаказы, устроим и общественную презентацию, - говорит СЕО проекта Владимир Дьяков. - Цена устройства — 1000 рублей». Стартапера не поставил в тупик вопрос ICT-online.ru о низком прониконвении устройств BLE. Целевой аудиторией продукта он назвал девушек, которых разделяет на две категории. Одна уже давно купила как минимум iPhone4 и двигается к iPhone6, а другая — узнав о Pinbonus, загорелась покупкой смартфона с BLE. Вот так российский стартап стимулирует и рынок дорогих смартфонов! Прямо во время презентации, на сессии вопрос-ответ, несколько экзаменаторов заказали Владимиру первые экземпляры «в том числе для сотрудников».

О Pinbonus особенно мечтают девушки — чтобы освободить сумочки от стопок карт лояльности

На базе Pinbonus пятеро участников стартапа Владимира Дьякова разрабатывают брендированную пластину для QIWI. Привлечённые основным функционалом, её владельцы будут иметь вшитую несносимую карту QIWIbonus. Это карта лояльности QIWI (скидки от него и от его партнёров) и упрощённая процедура платежей и переводов через QIWI. Ещё один аналог в работе — AnyCard для Альфа-Банка. Как учили в инкубаторе, выпускники перечисляли на экзамене своих конкурентов и отстраивались от них преимуществами: «Обслуживаем крупных партнёров, и не боимся копирования», - сказали Pinbonus'овцы. Им нужно $500 000 инвестиций. Монетизироваться будут продажей всех пластин и получением доли от операций по брендированным.

Pinbonus App умеет считывать штрих-код камерой любого смартфона.
А номер с аналоговой карты пользователь вводит в приложение вручную
(так же, как продавец впоследствии будет вводить его у себя)


На BLE основана и одна из идей стартапа Bunch (связка, кисть — англ.). Она даже была реализована с крупным телеком-ритэйлером. «И конвертация спецпредожений в покупку увеличилась у того в 10 раз», - рассказал выпускник QIWI Universe Сергей Колпаков, сооснователь Bunch. Он так описал сценарий использования: утром человек пьёт кофе-видит в почте интересное предложение (купон, скидку)-идёт на работу и там или его вымотали, или он кого-то. Предложение забыто, покупки не будет. Как же цепляет, связывает Bunch? Через приложение типа PassBook (вшито в iPhone, несносимое) человек под кофе скачивает спецпредложение и оно уведомляет его, как только смартфон появится в зоне Bluetooth-видимости товара. Точнее, не товара, а BLE-маяка, установленного в торговой точке (70 метров, если прямая видимость).

BLE-маяк — меньше спичечного коробка, а потенциальному клиенту утратить потенцию не даёт

Экзаменационный билет в виде вопросов об охвате аудитории Сергей Колпаков сдал в виде ответа: «В России 23 млн. пользователей смартфонов, и у 20% из них Bluetooth включён постоянно: для гарнитуры и тому подобного». Клиенты Bunch, в свою очередь, могут перепродавать услугу производителям товаров — выставляя их приоритет в цепочке спецпредложение-клиент-PassBook-Bunch-витрина.

Стартап рассказал о парадоксальном наблюдении PricewaterhouseCoopers: раньше оффлайн-магазины переживали, что к ним приходят посмотреть-пощупать товар, чтобы затем купить его в онлайн-магазине. Но для одежды, мебели, косметики и других товаров обратная тенденция: их комфортнее выбирать дома или за рабочим компьютером, а затем идти в онлайн, осматривать, примерять и покупать. Таким образом выиграют те магазины, которые научатся приводить клиента из онлайна к себе.

Bunch тоже планирует проект для QIWI.

Bunch начинался на коленке, затем выиграл RusBASE на DemoEurope, стал вторым
на конкурсе стартапов Sk и уже присутствует в московском гипермаркете,
договор с которым не предусматривает публикацию этого факта


Остальные стартапы-выпускники: Agora - B2B-платформа для закупок и продаж потребительских товаров; Easy Wallet– сервис и мобильное приложение по подбору выгодных финансовых услуг на основе расходов и доходов; облачная экосистема PrimeGate, позволяющая создавать интернет-бизнес и продвигать его; приложение "Ваш аудиогид" (подробно описано на http://ict-online.ru/news/n111268/); агрегатор объявлений о посуточной аренде квартир TUTT.RU; приложение #checkit для гурманов; и POSfinance — такое нашумевшее раскрытие потенциала POS-терминалов, что уже работает в 5 из 12 банков, занимающихся POS-кредитованием в России (разработчики представили новую фишку — быстропроцедурный кредит для владельца POS-точки в размере его месячного оборота по карточным платежам его клиентов).

Александр Иванов представляет Easy Wallet...

«Не все презентации прошли гладко, были вопросы у инвестаналитиков, - говорит инвестиционный директор QIWI, куратор QIWI Universe Алексей Баринский. - Например, по трэкшну (обратная связь, интерес целевой аудитории — прим.ред.). - Не у всех были ответы, не все считали, и это можно понять — на старте важно быстро идти вперёд, не тратя времени на такие подсчёты».

...Станислав Тимощук - #checkit

«После первого выпуска мы не закрываемся — будут новые проекты - говорит Алексей Жестков, партнёр бизнес-инкубатора МГУ (соорганизатор QIWI Universe). - Кроме того, мы ждём «дипломников» в «аспирантуру» и следим за их новой жизнью.

Инвестдиректор Алексей Баринский и координатор подразделения M&A, Venture and Innovations QIWI
Алёна Лизунова радуются выпуску в окружении выпускников и инвестаналитиков


«Сама возможность поглощения стартапа крупной компанией — это очень хорошо — говорит инвестаналитик Maxwell Capital Алексей Мельниченко. - У QIWI много интересных задач, а вот продукты под них самостоятельно делать не с руки — тут и нужны такие команды разработчиков.»

SMM-менеджер QIWI Universe Ирина Баринская, Алексей Баринский и выпускной торт.
Селфи Владимира Дьякова (Pinbonus).


«Мы довольны результатами, - говорит Ольга Туржанская, руководитель QIWI Venture. - Наша цель не просто инвестировать в перспективные проекты, но и найти с этими проектами синергетические эффекты с материнским бизнесом. Площадка акселератора в этом плане стала идеальным местом встречи сотрудников QIWI и команд проектов, которые благодаря активному общению смогли нащупать точки соприкосновения и разработать пути взаимовыгодного сотрудничества. В результате мы сейчас проводим ряд пилотных проектов, которые, надеемся, смогут в будущем вырасти в отдельный прибыльный бизнес, как внутри QIWI, так и за ее пределами»

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Финансы

Ключевые слова: QIWI