«Систему 112» «осветили» в Петербурге

12 ноября в пригороде Санкт-Петербурга Стрельне состоялось межрегиональное заседание «Система 112. Опыт регионов», посвященное практике внедрения системы вызова оперативных служб по единому номеру «112», ролям государства и операторов связи в реализации этого проекта. Основной упор в обсуждении был сделан на возможности совместного использования субъектами ИТ-ресурсов на базе уже имеющейся инфраструктуры Санкт-Петербурга.

В заседании принимали участие председатель Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга Иван Александрович Громов, первый заместитель начальника ГУ МЧС по Санкт-Петербургу Феликс Юрьевич Касаткин, представители государственных отраслевых структур и предприятий Ленинградской, Вологодской, Новгородской, Калужской областей и Республики Карелия.

Во вступительном слове заместитель полномочного представителя Президента РФ в СЗФО Олег Владимирович Логунов подчеркнул важность поднятой темы для органов власти: «Забота о жизни и здоровье граждан, о сохранности имущества, необходимость обеспечения личной и общественной безопасности диктуют нам задачи по повышению оперативности реагирования всех служб: пожарных и скорой помощи, спасателей, полиции, аварийной службы, газовой сети, антитеррористических подразделений. Опыт работы показывает, что для эффективного оказания помощи при происшествиях или чрезвычайных ситуациях в наиболее тяжелых случаях требуется привлечение сразу нескольких служб. Необходима их своевременная координация. В настоящее время в субъектах России, входящих в СЗФО, есть опыт взаимодействия экстренных оперативных служб (ЭОС). Вместе с тем, проблема оперативности реагирования остается острой и актуальной: время реагирования является важнейшим показателем эффективности действий ЭОС. По оценкам специалистов, тестовое внедрение единого номера «112» позволило на 25% уменьшить время реагирования, и на 7-9% сократить число погибших и размер ущерба.

Для последовательного снижения времени оперативного реагирования ЭОС и организации эффективной работы по оказанию помощи пострадавшим требуется реализация комплекса организационных и технических мер, включающих создание и организацию функционирования информационной и телекоммуникационной структуры, системы приема и обработки вызовов, хранения баз данных, поддержки принятия решения, консультативного обслуживания населения, мониторинга потенциально опасных стационарных и подвижных объектов. Сегодняшнее совещание дает нам возможность обсудить опыт наших регионов, наиболее успешные инициативы органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, проблемы, связанные с реализацией федеральной целевой программы по созданию системы «112».

В Санкт-Петербурге накоплен опыт эксплуатации централизованных систем экстренного реагирования в масштабах города с населением несколько миллионов человек. С 2005 года на базе КГУ «Городской мониторинговый центр» действует общегородская служба приема обращений «004» в случае экстренных и внештатных ситуаций, а также происшествий в сфере ЖКХ — своеобразный аналог единой дежурно-диспетчерской службы (ЕДДС). Центр объединяет входящую информацию от граждан по разным источникам сигналам — телефон, Интернет, комплексная система обеспечения безопасности, система видеонаблюдения и др.

Кроме того, в Петербурге высокий уровень информатизации взаимодействующих ЭОС, имеется общегородская выделенная защищенная сеть телефонии и передачи данных.

В 2014 в Санкт-Петербурге завершено создание основного центра обработки вызовов (ЦОВ) Системы 112, на его базе проводится тестовая эксплуатация Системы. В 2015 году планируется ввод Системы 112 в промышленную эксплуатацию, создание резервного ЦОВ и строительство второй очереди телекоммуникационной инфраструктуры.

Планируемое в 2015 году сокращение бюджета во всех сферах и связанные с этим задержки в развертывании Системы 112 в разных регионах страны, которые проявляются уже сейчас, вынуждают искать новые оптимальные способы организации Системы.

Председатель комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга Иван Александрович Громов обратил внимание собравшихся на возможность совместного использования ряда объектов инфраструктуры Санкт-Петербурга с целью экономии бюджетных средств.

«Мы предлагаем использовать существующую инфраструктуру Санкт-Петербурга — вычислительное и телекоммуникационное оборудование, информационную систему — для общей работы. В других субъектах, таким образом, будет развернут не весь технический потенциал, а только его часть. Как известно, основной объем затрат при разворачивании Системы 112 лежит на покупке серверного оборудования, создании телекоммуникационной платформы и работе операторов в рамках регламента взаимодействия с соответствующими дежурно-диспетчерскими службами (ДДС). Возможности инфраструктуры развернутой в Петербурге Системы 112 избыточны, в том числе для гарантии работоспособности оборудования и возможности обработки всех вызовов. Существующий в Петербурге ЦОВ может управлять центрами обработки вызовов и информационными ресурсами других субъектов. Петербург может взять на себя нагрузку на узел межоператорского соединения со всеми операторами мобильной связи. Мы также можем взять на себя управление ЦОВ Единой дежурно-диспетчерской службы (ЕДДС),» - заявил г-н Громов.

 

Автор: Андрей Блинов.

Тематики: Фиксированная связь, Мобильная связь, Регулирование

Ключевые слова: центры обработки вызовов, операторы связи, Система-112