Как пить не дать. Торговцам спиртным в Сети поставят блок

В следующем году все интернет-сайты, которые занимаются продажей спиртного, попадут в "черный список" Росалкогольрегулирования.

Роскомнадзор позаботится о блокировке таких ресурсов. А если телевидение, СМИ и прочие информплощадки будут пестрить рекламой подобных сайтов, то будут платить серьезные штрафы - до миллиона рублей.

Такой законопроект Госдума рассмотрит уже в декабре. По мнению депутатов, продажа спиртного в Сети набирает обороты и приносит только вред.

Обойти закон, который запрещает радовать потребителей онлайн-чекушкой, не проблема. Все чаще, например, встречается схема типа: "Мы не продаем алкоголь, мы дарим его вам при покупке зажигалки". Или интернет-торговцы не продают, а сдают в аренду алкоголь. То есть клиенту привозят бутылку, берут с него арендную плату и залог, которые полностью покрывают стоимость спиртного. И если алкоголь не возвращают в срок (а его не возвращают), оставляют деньги себе.

О том, что пора отрезать от рынка подобные сайты, в прошлом году заявляло Росалкогольрегулирование, однако эксперты "РГ" не видят в этом особых перспектив. Если депутаты и ведомства хотят бороться с некачественным товаром, то запретами тут явно не поможешь. И доля потребителей в сегменте интернет-торговли настолько маленькая, что вряд ли можно назвать его основным каналом сбыта суррогатов и спаивания несовершеннолетних.

Спиртное сдают в аренду до утра. Не вернете - залог остается онлайн-продавцу. Так обходят сегодня закон



"Не более полпроцента россиян покупают водку через Сеть. Спиртное там минимум вдвое дороже, чем в соседнем магазине", - рассказывает директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз.

"Сегодня у нормального человека, который знаком с законодательством, есть запас. Потому что мы знаем, что ночью прийти в магазин за спиртным не получится. Так вот эти нормальные люди потребляют хороший алкоголь, проверенный, а не какие-то суррогаты.

Поэтому если даже депутатская инициатива возымеет успех, то она никоим образом не снизит уровень потребляемого алкоголя в стране. Желание выпить будет сильнее запрета", - заключает эксперт "РГ". И пить будут всякую дрянь. Дробиз предлагает, наоборот, легализовать продажу спиртного в Интернете, но сделать ее свободной только для проверенных компаний, которые получат лицензию. "И будет в крупных городах максимум два десятка таких ресурсов", - резюмирует эксперт "РГ".

Не надо изобретать велосипед, советует другой аналитик. Если говорить о конкретных мерах, которые могут помочь государству контролировать рынок и одновременно бороться с алкоголизмом, то стоит подумать о расширении уже принятых ограничений, предлагает глава правления Конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин.

"Сейчас работает запрет на продажу алкоголя вне стационарных магазинов, есть ограничения в рекламе и ночных продажах. Именно эти меры и надо расширять, ну и, конечно, повышать акцизы", - рассуждает собеседник "РГ".

Как раз накануне Совет Федерации одобрил поправки в Налоговый кодекс. Правда, одно из положений предусматривает не только повышение, но и значительное уменьшение ставок акцизов на различный алкоголь. Пока такие меры объясняют сложной ситуацией на рынке: в России растут цены и все больше спиртного везут из стран ближнего зарубежья.

Александра Воздвиженская

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Регулирование, Web

Ключевые слова: интернет-магазин