Цены на электронику - на старт, внимание, рост

Магазины электроники и бытовой техники в начале 2015 года поднимут цены на 20 – 30%. Весь год поставщики, с которыми они работают, держали свои расценки на прежнем уровне, но терпеть дальше они не могут. Так что в январе – феврале розничные цены вырастут так, как с начала 2014 года в России подорожала валюта страны производителя. Например, японские иены, за которые ввозят продукцию Panasonic, Sony и Casio, выросли на 30%. Курс евро, которым рассчитываются за Bosch, Philips и Nokia, увеличился на 32%. А курс доллара, определяющий цены на HP, Cisco и Crescendo, — на 46%.

 Первой о повышении цен в начале 2015 года в середине ноября объявила компания «М-видео», которой принадлежит 16 магазинов электроники и бытовой техники в Петербурге. По подсчетам компании, стоимость крупной бытовой техники в России в январе вырастет на 5 – 10%, телевизоров — на сколько же, персональных компьютеров и ноутбуков — на 15 – 20%, телефонов и смартфонов — на 5 – 15%.

Впрочем, по оценке фирмы, в России производят 95% продаваемых в стране иностранных стиральных машин, 92% — телевизоров и 80% — холодильников. Это связано с тем, что их производители имеют заводы в нашей стране. Например — компании Samsung, LG, Indesit, Bosch и другие. Происхождение этих цифр, впрочем, неизвестно. По данным 300-страничного исследования компании «Экспресс-обзор», проведенного в 2013 году, доля импорта крупной бытовой техники в России составляет 50% от всей техники в магазинах. А по некоторым оценкам, доля импорта в электронных товарах составляет 85%.

К концу 2015 года, как убеждены в «М-видео», цены упадут на 20 – 40%. Однако такие выводы могут показаться несостоятельными, поскольку даже в Центральном банке, наверное, не знают, каким будет курс евро и доллара через год.

Цены на электронику и бытовую технику, по крайней мере осенью 2014 года, практически не изменились, сообщили «Фонтанке» в компании «Яндекс», которой принадлежит сервис «Яндекс-маркет», позволяющий сравнивать стоимость товара в разных магазинах. Эта идея подтверждается и данными самого сервиса, который сохраняет историю средней цены за последние шесть месяцев. Сейчас магазины стараются сохранить расценки до Нового года, чтобы не утратить долю на рынке.

Информацию о том, что цены на электронику почти не изменились в 2014 году, подтвердил «Фонтанке» Александр Малис, президент компании «Евросеть», которой принадлежит 120 магазинов в Петербурге. По его словам, цены в 2015 году вырастут на столько же, на сколько с начала 2014 года выросли курсы евро, доллара США и японской иены.

«Все, что производится за пределами России, рано или поздно будет стоить столько же, сколько сейчас, но с поправкой на курсы евро, доллара и иены. Другое дело, что это не произойдет за секунду, цены будут повышаться постепенно. Это связано с тем, что разные магазины в разное время делают заказы и в разное время получают товар», — сказал он.

То же самое касается и товаров китайских производителей, так как дистрибьюторы рассчитываются с ними в долларах, говорит он. На вопрос о том, предупреждали ли «Евросеть» какие-либо дистрибьюторы, что они вскоре повысят свои цены, Александр Малис сказал: «Что предупреждать, если все это и так понимают.  В первую очередь повышения цен следовало ждать от дистрибьютора продукции Apple (которое и произошло на этой неделе, подробнее смотрите справку. — «Фонтанка»). Теперь потихоньку за ним подтянутся все остальные», — говорит он.

Как рассказали «Фонтанке» одной из крупных сетей по продаже компьютерных товаров, среди которых «Юлмарт», «Компьютерный мир», «Кей», «Ситилинк», большая часть их товаров, которые были закуплены в последние месяцы, скорее всего, будут проданы в декабре. «Поэтому одним из вариантов развития событий может стать отсутствие роста цен перед праздниками. А во второй половине января техника будет закупаться по новым оптовым ценам, которые могут стать выше на 20 – 30%. Как изменятся в связи с этим розничные цены, пока говорить рано», — сказал собеседник.

С 1 января по 28 ноября 2014 года официальный курс евро в России вырос на 32,3%, с 45 до 59,6 рубля. Из стран Европы в Россию ввозят электронные товары и бытовую технику компаний Siemens, Bosch (Германия), Nokia (Финляндия), Ericsson (Швеция), Alcatel-Lucent (Франция), Philips (Голландия), Electrolux (Швеция, компании принадлежит также товарный знак Zanussi, в прошлом — итальянской фирмы), Amica (Швеция, товарный знак — Hansa) и другие.

С начала года курс доллара вырос на 45,9%, с 32,6 до 47,7 рубля. Наиболее видные в России американские производители электроники и бытовой техники — компании Hewlett-Packard (принтеры, ноутбуки и другие товары), Cisco Systems (стационарные IP-телефоны), Crescendo Networks (аудиосистемы) и др.

Стоимость японской иены выросла с начала года на 30,5%, с 31,1 до 40,6 рубля. Среди производителей — Kenwood (музыкальные центры, автомагнитолы, ресиверы и т. д.), Casio (электронные словари и переводчики, мобильные телефоны, фотоаппараты, планшеты, часы), Panasonic, Sanyo, Sony, Hitachi.

В фирменных магазинах Samsung и Sony Centre повышение цен будет зависеть от того, насколько вырастут закупочные расценки, сообщили «Фонтанке» в компании Inventive Retail Group, которой принадлежат эти магазины. «Пока у нас нет информации об их увеличении», — сказали там.

В сети «Связной», которая насчитывает 143 магазина в Петербурге, сообщили, что уже наблюдают небольшое повышение цен на недорогие смартфоны и планшеты. Этот рост продолжится и в 2015 году  «Однако здесь стоит отметить, что для устройства стоимостью 2 – 3 тыс. рублей повышение цены, скажем, на 10%  — это 200 – 300 рублей. Пользователи таких ценовых колебаний, как правило, почти не замечают», — считают в сети.

Также в «Связном», говоря о росте цен в январе 2015 года, утверждают, что курсы валют не единственный фактор, влияющий на розничную стоимость. «Имеет значение рыночная конъюнктура, стоимость технологий, которая снижается, и уровень конкуренции в каждом сегменте рынка. Также важны приоритеты той или иной компании. Если бренд в первую очередь нацелен быстро наращивать долю рынка, он, скорее всего, в последнюю очередь примет решение об увеличении цен, даже если на подобные шаги пойдут его конкуренты», — рассуждают в компании.

По оценке совладельца УК «Фонд Магута» Платона Магуты, доля импортной электроники в России составляет до 85%. По его прогнозу, рост цен в январе – феврале составит 20 – 25%. «Что касается кредитов на подобного рода товары (которые банки выдают в магазинах. — «Фонтанка»), то они, скорее всего, не подорожают, поскольку ставки по ним и так уже слишком высокие. Например, кредит на телефон в салоне связи дают по ставке 35 – 40% годовых, и дальнейшее повышение ставок может уже привлечь внимание Банка России, поскольку это уже будет подпадать под действие норм о высокорискованной банковской деятельности», — считает он.

Александр Аликин

Тематики: Торговые сети

Ключевые слова: Евросеть, торговые сети, М.Видео