Микрозаймы выходят на связь. Сотовые ритейлеры расширяют сотрудничество с МФО

Опасаясь, что с нового года банки будут вынуждены сократить объемы выдаваемых кредитов под покупку мобильных устройств из-за регулятивного ограничения процентных ставок, сотовые ритейлеры решили подстраховаться и привлечь к сотрудничеству микрофинансовые организации (МФО). В отличие от банков, они по-прежнему могут выдавать займы по ставке выше 100% годовых в самых рисковых сегментах.

Как выяснил "Ъ", сразу у двух крупнейших мобильных ритейлеров запускается пилотный проект по выдаче микрозаймов под покупку товаров (так называемый POS-заем). Так, в "Евросети" займы уже несколько дней выдает МФО "Хоум Кредит Экспресс" ("дочка" группы "Хоум Кредит"), а в "Связном" в ближайшее время начинает работу компания "Viva деньги" — сначала с нецелевыми займами, а впоследствии и с целевыми. В компании "Связной" отметили, что в данный момент проводятся пилотные тестирования с рядом потенциальных партнеров из числа МФО, однако конкретные имена назвать отказались.

По словам операционного директора "Viva деньги" Леонида Корнилова, предполагается, что заявка на кредит сначала будет направляться банкам, а в случае отказа, уже по согласию клиента,— в МФО. Дальше выбор клиента — соглашаться или нет на предложение, которое априори дороже банковского. Уровень ставок у "Viva деньги" — от 50% до 120% годовых в зависимости от продукта и срока. В "Хоум Кредит Экспресс" займы под покупку товаров категории "Связь" выдаются под 55,5% и 77,7% годовых.

До сих пор сотовые ритейлеры не слишком активно сотрудничали с МФО. "В рамках нашей договоренности с сотовыми ритейлерами нам передается информация о клиентах, которым отказывают банки. В самих точках продаж мы не присутствуем. Особой заинтересованности у розницы в таком сотрудничестве нет",— рассказывает главный исполнительный директор "Домашних денег" Андрей Бахвалов.

Изменение отношения сотовых ритейлеров к МФО, по мнению банкиров, объясняется экономическими соображениями. Дело в том, что с нового года банки и МФО будут вынуждены ограничивать полную стоимость кредитов и займов (ПСК). Новые ставки не должны будут отклоняться от среднерыночных значений ПСК, рассчитываемых Центробанком, более чем на треть. Кредитование под покупку мобильных устройств, по признанию самих банкиров, в этом отношении самый чувствительный сегмент: из-за высоких рисков это самые дорогие кредиты. Например, у "Ренессанс Кредита" кредит на мобильный телефон выдается под 69% годовых, у Лето-банка — 59,9% годовых. В первом квартале 2015 года ПСК по POS-кредитам на год в сумме до 30 тыс. руб. не должна будет превышать 54,9% годовых. По оценкам директора по маркетингу ХКФ-банка Евгения Сидорова, риски в сегменте POS-кредитов на мобильные устройства могут быть вдвое выше, чем в целом по POS-кредитам, поэтому вынужденное снижение ставок приведет к неизбежному сокращению кредитных выдач. По оценкам банкиров, объем выдачи кредитов в сегменте мобильных телефонов в связи с ограничением ПСК может снизиться на 20-30%. В Лето-банке с 1 января планируют либо вообще отказаться от таких кредитов, либо сократить их объем до минимальных значений.

По словам зампреда правления Лето-банка Александра Самохвалова, с учетом того что в портфелях банков доля POS-кредитов на мобильные телефоны, как правило, невысока, сотовые ритейлеры почувствуют эти изменения в гораздо большей степени, чем банки. В этой связи сами банки ожидают для себя новых возможных преференций. Так, по словам старшего вице-президента "Ренессанс Кредита" Владислава Вербина, банк планирует почти не снижать выдачи, договорившись с партнерами об уменьшении комиссии, которую платит банк магазину за выдачу POS-кредитов. "Желание сотовых ритейлеров в данном случае подстраховаться и наладить сотрудничество с МФО понятно",— считает Владислав Вербин. МФО даже с учетом введенных Центробанком ограничений смогут по-прежнему выдавать займы по ставке выше 100% годовых. Максимальный уровень ПСК для займов МФО до 30 тыс. руб. составит в первом квартале 2015 года от 129,8% до 914,8% годовых в зависимости от срока.

По мнению банкиров, крупные магазины электроники примеру сотовых ритейлеров не последуют. "Доля продаваемых в кредит мобильных телефонов там все-таки намного меньше, чем у сотовых ритейлеров. А кредиты под покупку остальной бытовой техники уже не столь сильно страдают от изменения ПСК",— уверен Евгений Сидоров. В "М.Видео" и "Эльдорадо" заявили "Ъ", что пока сотрудничество с МФО не планируется. "В настоящий момент идет перезаключение договоров с банками на будущий год, еще обсуждаются условия. Но МФО среди потенциальных партнеров нет",— заявили в "М.Видео".

Елена Ковалева, Валерия Козлова

Тематики: Торговые сети, Финансы

Ключевые слова: Евросеть, салоны сотовой связи, Связной