Бизнес. Телеком. Кризис. Как петербургские операторы переживают сложные времена

Интересно проследить, как будет развиваться ситуация на рынке телекоммуникационных услуг для корпоративных клиентов в Санкт-Петербурге и по России в целом. Сегодня наметились две противоположные тенденции. С одной стороны, операторы наперебой предлагают специальные тарифы для бизнеса, проводят антикризисные акции, замораживают цены. В своем стремлении удержать клиентов, которые могут уйти к конкурентам, игроки рынка приготовили «вкусные» предложения. С другой стороны, никто не будет работать себе в убыток, и «подросшие» доллар и евро неизбежно потянут за собой тарифы.

Глава 1. Операторы ищут баланс

Эксперты и игроки рынка телекома считают, что важно соблюсти баланс интересов. Чтобы и клиент мог платить по счетам, и оператор не остался в убытке. Кризис постепенно нарастает, и операторам приходится работать в новых условиях. «Похожая ситуация складывалась в 2009 году, когда была острая фаза предыдущего кризиса, - прокомментировал аналитик IKS-Consulting Максим Савватин. - Сегмент В2В сильнее всего страдает от падения экономики. Прежде всего крупные компании урезают затраты на услуги, которые не являются необходимыми, в том числе – на сотовую связь. Либо уменьшатся лимиты, либо компании полностью откажутся от услуг корпоративной мобильной связи».

Здесь можно провести аналогию с 2009 годом, когда компании урезали бюджет на услуги связи. Однако эксперты считают, что кризис кризису рознь, и события могут развиваться совершенно по другому сценарию. Как пояснил Максим Савватин, сейчас кризис нарастает не так резко, как пять лет назад, и компании по-разному его переживают. В первую очередь страдают организации, которые связаны с импортом, представители туристической отрасли, строительные фирмы. В результате мы видим динамику сокращения телеком-рынка в сегменте B2B. В сегменте В2G (сегмент госпредприятий) давно наблюдается падение рынка. Малый бизнес достаточно гибкий, его представители пользуются экономичными тарифами.

Есть ряд компаний, для которых связь – это не роскошь, а необходимость. За них и будут бороться операторы, предлагая различные решения. «Игроки рынка будут искать баланс спроса и предложения, - сообщил Максим Савватин. - Операторы пойдут на компромисс, особенно, если речь идет о крупных компаниях, где большое количество sim-карт и интернет-портов».

 

Аналитик IKS-Consulting Максим Савватин:
"Сегмент В2В сильнее всего страдает от падения экономики"



В компании «ОБИТ» на вопрос об антикризисных предложениях сообщили, что у компании имеются различные решения для оптимизации расходов клиентов, которые никак не связаны с кризисом. «Мы постоянно ведем индивидуальную работу с каждым клиентом по оптимизации эксплуатируемых решений или объему услуг, - сообщил генеральный директор «ОБИТ» Андрей Гук. - Стандартизованных антикризисных предложений ОБИТ не заявляет. У нас есть, что предложить клиентам и в кризис и без него для оптимизации затрат. Например, мы предлагаем использовать нашу виртуальную АТС вместо покупки телефонных станций, предлагаем услуги нашего дата-центра для оптимизации расходов на хранение ответственных данных. Наши комплексные решения для телефонизации торговых комплексов, бизнес-центров и жилых новостроек уже зарекомендовали себя как надежные, современные и вместе с тем – экономичные».

Представители петербургского провайдера «ВестКолл» сообщили, что в любое время, а не только в кризис, они предоставляет бизнес-клиентам индивидуальный подход, лояльность, гибкость, делая упор на качество обслуживания, и быстро реагируя на запросы абонентов. Провайдер предлагает различные продвинутые услуги (например виртуальную АТС), которые в кризис помогут оптимизировать затраты на связь.

Как сообщается на сайте оператора, благодаря виртуальной АТС, можно оставаться на связи для партнеров и клиентов, даже если пришлось по каким-то причинам сменить офис или совсем от него отказаться. «Мы предлагаем организовать телефонную связь с помощью виртуальной АТС на основе SIP технологии, - говорится в сообщении. - Вы сможете принимать звонки на все ваши телефонные номера, переводить их между сотрудниками, как будто вы в одном офисе. При этом вы и ваши коллеги можете находиться где угодно, даже за границей. Все это доступно без использования дорогостоящих АТС. Сократив затраты на аренду офиса, вы сможете сохранить корпоративные коммуникации на прежнем уровне». В рамках услуги предлагаются всевозможные дополнительные сервисы.  Например, различные виды переадресации, меню приветствия, автодозвон, режим удержания вызова, черные и белые списки, конференц-связь и многое другое.

 



Глава 2. «Ростелеком» дает скидки малому бизнесу

Идею разумного баланса интересов поддержали и представители телекома. Операторы, обслуживающие корпоративных клиентов, нередко руководствуются одним из правил рынка: «оптом» услуга дешевле. То есть можно приобрести пакет услуг на длительный срок со скидкой. К примеру, «Ростелеком» в Санкт-Петербурге предоставляет скидки для клиентов федерального пакетного предложения «Бизнесу быть!», которое включает наиболее востребованные услуги - телефонию и Интернет - для малого и среднего бизнеса (SMB) по выгодным тарифам. Основная «формула» пакета такова. Клиент приобретает Интернет и телефон сроком не менее чем на 6 месяцев и получает за это скидку на установочный платеж до 70% и на ежемесячные платежи от 10 до 20% в зависимости от региона обслуживания. 

«Ростелеком» в Санкт-Петербурге предоставляет пакетные предложения
(Интернет плюс телефон) для малого бизнеса


Как пояснили в ОАО «Ростелеком», для компании важно поддерживать и SMB-сегмент, которому приходится сегодня сталкиваться с серьезными вызовами. Компания не меняет условий специального пакета «Бизнесу быть!», все скидки и предложения продолжают действовать. В рамках пакетных предложений «Бизнесу быть!» существует возможность подключить ряд дополнительных услуг. Во-первых, пакеты голосовой связи 300, 600 и 2000 минут для звонков по России через восьмёрку. Во-вторых, «Интерактивное ТВ» с возможностью публичной трансляции каналов от 350 рублей в месяц.

Директор макрорегионального филиала «Северо-Запад» ОАО «Ростелеком» Андрей Балаценко сообщил, что компания с 2011 года работает над вопросом импортозамещения, обращая взгляд в сторону российского производителя. «Мы приобретаем около 30% оборудования российского производства, - рассказал Андрей Балаценко. – Напомню, что ограничений с точки зрения приобретения зарубежного оборудования нет. Что касается доступности финансовых ресурсов, то компания всегда фондировались на территории России, поэтому проблем здесь не возникает. Любой кризис – это некий вызов и новые возможности. Потому, что в любой кризис и население, и предприятия начинают искать пути выхода. Информационные коммуникации – это первый инструмент, который здесь применяется».

 

Директор макрорегионального филиала «Северо-Запад» ОАО «Ростелеком» Андрей Балаценко:
"Любой кризис – это вызов и в то же время - новые возможности"



Глава 3. «Дом.ру» замораживает цены

По пути заморозки тарифов в кризис пошел телеком-оператор «Дом.ру». «В ноябре 2014 года «Дом.ru» Бизнес запустил акцию, согласно которой при заключении договора на 6 или 12 месяцев у клиента на протяжении всего периода действия договора абонентская плата не меняется, - прокомментировали в пресс-службе телеком-оператора «Дом.ru». - Специальное предложение позволяет упростить планирование бюджета на телекоммуникации и оптимизировать затраты на услуги связи, исходя из потребностей компании. Кроме того, в рамках акции клиенты получали скидку на абонентскую плату при подключении услуги «Доступ в Интернет». Размер скидки зависит от сроков действия контракта и может быть рассчитан на 6 или 12 месяцев. Скидка 15% предоставляется на ежемесячную абонентскую плату при заключении договора на 6 месяцев, скидка 20% -  при заключении договора на 12 месяцев».

Как сообщили в пресс-службе компании, данная акция вызвала большой интерес, особенно среди представителей малого бизнеса. «С момента запуска предложения в ноябре 2014 года количество подключенных точек выросло на 19%, - сообщили в пресс-службе «Дом.ру». - При этом 79% от общего числа подключений пришлось на услугу «Интернет». Доля подключений по услуге «Телефония» достигла 21%. Наибольший интерес специальное предложение «Дом.ru Бизнес» вызвало среди компаний малого бизнеса, доля которых составила 68%. В результате мы приняли решение продлить акцию до 28 февраля».

 

«Дом.ру» Бизнес в Санкт-Петербурге предлагает линейку тарифов для доступа в Интернет «Скоростной бизнес»


Глава 3. «МегаФон» разделяет служебное и личное

В условиях кризиса руководство компаний (особенно крупных) старается проследить, чтобы сотрудники не пользовались корпоративной связью или Интернетом в личных целях. И на этот случай игроки рынка придумали ряд опций. 

Как пояснила руководитель направления корпоративных и бизнес-коммуникаций Северо-Западного филиала ОАО «МегаФон» Людмила Чехова, к примеру, у оператора есть программа «Скидка за стаж». Она дает возможность сохранить и увеличить скидки на связь при определенном стаже клиента. «Мы стараемся сохранить условия и цены на основные тарифы для корпоративных клиентов – это «Корпоративный Безлимит» и «Корпоративный Стандарт», а также на корпоративную интернет-линейку «Бизнес Интернет», - сообщила Людмила Чехова. - Мы предлагаем клиентам возможность экономии корпоративных средств при помощи удобных услуг, например, экономить командировочные и транспортные расходы при использовании услуги «Онлайн-конференции». Также мы предлагаем уже сейчас воспользоваться услугой корпоративного мобильного Интернета и оплачивать данную услугу с персонального счета абонента».

«МегаФон» в Санкт-Петербурге сохраняет цены на «Корпоративный безлимит»

Услуга «Интернет для дела» от «МегаФона» дает возможность пользоваться Интернетом в рабочих целях, и про этом позволяет ограничить доступ к некоторым ресурсам. 

«Услуга ограничивает доступ к веб-ресурсам, которые содержат нежелательную информацию. Имеются в виду сайты с вредоносными программами или мошенническим контентом, - прокомментировала Людмила Чехова. – И к сайтам, посещение которых неуместно в рабочее время  - социальным сетям, развлекательным ресурсам, видео-порталам».

Глава 4. «ВымпелКом» оптимизирует затраты

Различные антикризисные решения операторов мобильной связи строятся на строгом учете всех расходов. К примеру, клиентам предлагают различные сервисы, которые  позволяют контролировать, как используют рабочее время, а также средства на корпоративную связь и Интернет сотрудники компании.

«Для оптимизации затрат на связь мы предлагаем нашим клиентам тарифные планы линейки «Все для бизнеса», - прокомментировала PR-менеджер Северо-Западного региона «ВымпелКом» Мария Геориевская. - Это тарифы, которые включают все необходимые сервисы - различные объёмы местной, междугородной связи, SMS, MMS, Интернет, роуминг. Есть возможность подобрать индивидуальный тариф для каждого сотрудника, что позволяет оптимизировать бюджет и спланировать расходы на связь».

«ВымпелКом»: линейка тарифов «Всё для бизнеса» помогает оптимизировать расходы

Как пояснила Мария Геориевская, тарифные планы для мобильного Интернета линейки «Форсаж» дают возможность быстро наладить работу любого офиса на любых мобильных устройствах, без развертывания фиксированных сетей, организовать удаленную работу мобильных сотрудников. Кроме этого, у оператора существует программа «Стаж в Вашу пользу», благодаря которой корпоративные клиенты могут получить скидку до 35%, при условии долгосрочного сотрудничества. «Мы предлагаем клиентам не только оптимизировать затраты на связь, но и легально экономить на налогах, так как наличие заключенного корпоративного договора позволяет относить затраты на связь к производственным расходам предприятия и экономить на налогах до 30,2%», - сообщила Мария Геориевская.

Оператор также предлагает услуги, которые позволяют повысить эффективность бизнеса компании. Это услуга «Интрасеть» позволяет создать корпоративную телефонную сеть на основе мобильных телефонов, бизнес клиента становится мобильным. Кроме того, услуга «Интрасеть» позволяет сделать нулевую стоимость звонков внутри корпоративного договора клиента. Услуги «Поиск» и «Компас» позволяют оптимизировать и сделать прозрачным процесс перевозок, что очень актуально для транспортных и логистических компаний; контролировать процессы доставки в курьерской сфере и мерчендайзинге.

«В условиях кризиса важно не просто оптимизировать расходы, в том числе и на связь, но и найти новые пути решения для успешного развития  бизнеса, так как кризис – это еще и время новых возможностей, - пояснили в пресс-службе компании. - В нашем портфеле большое количество услуг, которые востребованы корпоративным сегментом для повышения эффективности в различных областях бизнеса».

Основные тенденции рынка телекома для бизнес-сегмента

Автор: Александра Петрова.

Тематики: Фиксированная связь, Мобильная связь, Интернет

Ключевые слова: ВымпелКом, операторы связи Петербурга, МегаФон Петербург, Ростелеком Северо-Запад, Дом.ру