Open Telecom: кризис, облака, аутсорсинг. Обзор петербургского форума

26 марта в Санкт-Петербурге состоялся IV форум Open Telecom, собравший в стенах гостиницы Park Inn by Radisson Прибалтийская руководителей ИТ-отделов крупнейших компаний Северо-Запада, представителей операторов связи, вендоров и интеграторов телеком-решений. Участники мероприятия обсудили влияние санкций и других внешних факторов на развитие рынка. Специалисты производителей ПО и интеграторов рассказали об актуальных решениях в сегменте B2B, в частности, для малых и средних предприятий.

Кто «растет» в начале года?

По информации организаторов, на Open Telecom-2015 зарегистрировались 170 человек — это свидетельствует о том, что интерес к форуму не уменьшается. В начале мероприятия участники услышали приветственные слова Максима Белоусова (Санкт-Петербургский клуб ИТ-директоров), Андрея Никольского (Комитет по информатизации и связи Санкт-Петербурга), Александра Гоголя (Международная академия связи), Евгения Юдовина (Orange Business Services).

С каждым годом число посетителей форума Open Telecom увеличивается

С каждым годом число посетителей форума Open Telecom увеличивается

Первая секция форума прошла в формате IT-board: интервью с лидерами. Представители компаний, которые уже подвели итоги первых месяцев 2015 года рассказали о последствиях снижения курса рубля и санкций. Так, генеральный директор компании Rusonyx, советник Parallels Константин Анисимов высказал мысль, что во время кризиса сервис-провайдеры никак не пострадали: «Сейчас наш бизнес бурно растет. Мы предполагали, что в декабре 2014 года произошел «сброс» денежных средств из-за девальвации рубля, но в 2015 году рост продолжился, - рассказал он. - Наша отрасль неплохо себя чувствует, так как в кризис начинает развиваться малый бизнес, которому услуги предоставлять гораздо интереснее, чем госструктурам или крупным корпорациям.  Много малых предприятий закрылось в конце года, но появилось много новых».

Константин Анисимов сообщил, что телекому надо осваивать такой перспективный сегмент, как облачные сервисы. Исторически телеком всегда «поглощал» инновации, но с «облаками» этого пока не произошло, так как IT-сервисные компании росли очень быстро. Спикер также отметил, что в кризис даже крупные компании доверяют IT-инфраструктуру  аутсорсингу.

«Кризис и санкции коснулся нас в том смысле, что мы стали использовать оборудование других производителей, - пояснил Константин Анисимов. - Сегодня ломаются цепочки поставок. Вендеры меняют влияют стратегию работы в России. Например, компания Dell перестала завозить сервис-провайдерские позиции. Мы переходим на оборудование из Китая. Кстати, Google и Facebook покупают оборудование двух тайваньских вендоров, которые поставляют около 15% серверов в мире. В России эти вендоры пока не представлены. Есть множество российских компаний, которые не могли вклиниться в сложившиеся цепочки поставок. Мы не исключаем, что перейдем на российское оборудование».

Open Telecom: кризис, облака, аутсорсинг. Обзор петербургского форума

Начальник отдела по работе с крупными клиентами ОАО «Ростелеком» Владимир Куликов напомнил,  что в 2014 году в компании определилась концепция относительно услуг мобильной связи. Tele2 выделился в отдельное юрлицо, консолидировав ресурсы двух телеком-гигантов, и сегодня предоставляет услуги мобильной связи. «Мы сфокусировались на развитии услуг фиксированной связи, запустили крупные инфраструктурные проекты, - прокомментировал Владимир Куликов. – В частности, в Санкт-Петербурге и Ленобласти реализуется проект All-IP. Мы заменяем существующую «медную» инфраструктуру на оптические линии. Крупные проекты компании связаны с госструктурами».

По словам Владимира Куликова, на сегодняшний день конкуренция на региональных рынках снижается. Если раньше часть абонентской базы забирали небольшие провайдеры,  то сегодня модель построения бизнеса, при которой через год-два после построения абонентская база продается крупному оператору, больше не работает.

Эксперт также отметил, что, как и следовало ожидать, кризис повлиял на бюджеты госструктур в СЗФО. «Компании сегмента B2B движутся от одной модели бизнеса к другой. Они начинают приобретать не оборудование, а услуги, - сообщил он. - Мы видим возможность роста рынка сервисов, смежных с традиционными телеком-услугами. В сегменте госструктур эти тенденции проявляются меньше. По моему мнению, переход операторов к предоставлению таких сервисов закономерен, он связан не только с кризисом. Что касается сегмента физических лиц, мы видим увеличение объема потребления. Люди в период кризиса больше времени проводят дома и потребляют услуги, связанные с видеоконтентом». Владимир Куликов также отметил, что в период санкций увеличится стоимость владения оборудованием - по этой причине компании покупают именно услуги, а не оборудование.

Начальник управления информационных технологий ГлавУпДК (Главного управления по обслуживанию дипломатического корпуса) при МИД России Олег Неретин отметил, что влияние кризиса и санкций отражается только на стоимости оборудования. «Пока мы не видим никаких проблем в отрасли в целом, - пояснил Олег Неретин. - Они могут возникнуть у отдельной компании.  Но если один поставщик услуг уйдет с рынка, на его место придет другой».

Начальник управления информационных технологий и телекоммуникаций ОАО «Светлана» Сергей Горшенин: «Возможны санкции России по отношению к США, откуда поступает оборудование»

Начальник управления информационных технологий и телекоммуникаций ОАО «Светлана» Сергей Горшенин:
«Возможна ли замена импортного телеком оборудования на отечественные аналоги?»


Начальник управления информационных технологий и телекоммуникаций ОАО «Светлана» Сергей Горшенин задал вопрос участникам дискуссии о том, что делать если Россия в ближайшее время будет вынуждена ввести санкции в отношении зарубежных поставок, например США, откуда поступает большая часть оборудования.

IT уходит на аутсорсинг

Открывая Case-Study, на которой предполагалось обсудить новые телеком-решения для бизнеса, представитель компании Selectel Александр Кирюшин рассказал о решении в рамках модели мультисервисных ЦОД. Он отметил, что рынок дата-центров растет более динамично, чем рынок IT в целом. «Объем рынка IT в России составляет 850 млрд рублей, рынок data-центров около 11 млрд. рублей, - отметил Александр Кирюшин.- Драйвером роста на рынке data-центров является увеличивающийся объем обмена данными: аналитики IKS-Consulting утверждают, что к 2020 году он вырастет в шесть раз. Помимо этого, государство развивает программы в области безопасности (например, программа «Безопасный город»), что также влияет на рост рынка. Драйверами роста также являются закон о хранении персональных данных в России и развитие IT-проектов самого государства (например, «Электронное правительство»).

Александр Кирюшин сообщил о развитии модели IT-аутсорсинга и возрастающем спросе на облачные сервисы.  По его словам, сейчас около 50-60% выручки приносит услуга аренды стоек. Однако компания относится к сегменту мультисервисных дата-центров, которые предоставляют комплект услуг, включая облачные сервисы. Selectel в свою очередь тестирует новый сервис, так называемое «Виртуальное приватное облако».

Open Telecom: кризис, облака, аутсорсинг. Обзор петербургского форума

Константин Анисимов подтвердил, что «облака» для малого и среднего бизнеса растут по всем сегментам: если компания начинает потреблять облачные сервисы, количество этих сервисов быстро увеличивается. Бизнесу требуется IaaS (аренда виртуальной инфраструктуры), и сопутствующие услуги, связанные с сетевым обеспечением, безопасностью, арендой баз данных, и back up. Постепенно IT-специалисты компаний становятся «адептами» облачных сервисов, так как с ними удобнее работать. В то же время, «облака» являются антикризисным решением. Цены облачные решения в рублях для компаний практически не изменились. Следовательно, есть все предпосылки для роста рынка.

Также в этой части конференции выступили Антон Степутин (Портал 1234G.ru), Константин Каллас (AVAYA) и Игорь Мялковский («Тринити»).

Оптимизация уходит в облака

После обеденного перерыва выступил Евгений Юдовин (Orange Business Services) с докладом «Экономия в период кризиса: как запускать крупные инфраструктурные проекты во времена нестабильности в экономике и почему управляемые сервисы и облака актуальны именно сейчас?» С каждым годом сложность компонентов в составе ИТ-системы растет, все больше ИТ-систем с более серьезной интеграцией с различными внешними системами — например, Microsoft Lync. Все больше бизнес-процессов опираются на ИТ-системы: CRM, ERP, складской учет и т. д. Их критичность и работоспособность становится все выше, дороже становится их стоимость и эксплуатация. Роль ИТ-подразделение сегодня также меняется: если раньше оно отвечало за работоспособность отдельно взятых элементов, то сейчас это один из ведущих отделов компании, который обеспечивает ее конкурентоспособность. Серьезных финансовых инвестиций требует не только приобретение и эксплуатация нового оборудования, но и дополнительное обучение персонала.

Глава регионального представительства Orange Business Services в Санкт-Петербурге Евгений Юдовин: «Российский рынок имеет большой потенциал для развития управляемых сервисов»

Глава регионального представительства Orange Business Services в Санкт-Петербурге Евгений Юдовин:
«Российский рынок имеет большой потенциал для развития управляемых сервисов
»

Оператор связи и системный интегратор Orange может предложить дизайн проекта, установку оборудования, полноценное управление инфраструктурой — то есть модель управляемого сервиса, -  обеспечить полноценную поддержку оборудования любой степени сложности

Сегодня доля в выручке управляемых сервисов и ИТ-аутстрсинга во Франции, Бельгии и Испании — около 40%. В России (а также Словакии и Румынии) — только 8-16%. Российский рынок имеет большой потенциал для развития управляемых сервисов.

В заключительной секции форума в формате круглого стола участники (Евгений Юдовин, Orange Business Services, Дмитрий Петров, «Комфортел», Александр Кирюшин, Selectel, Игорь Мялковский, «Тринити») обсудили конкурентоспособные сервисы и действия компаний для снижения затрат. Все сошлись во мнении, что в рамках оптимизации затрат самым худшим вариантом стало бы увольнение сотрудников. Альтернативными вариантами могут стать сокращения затрат на сервисы внутри компании (командировки, оплачиваемые стоянки и т. п.), по возможности - переориентирование закупок с валютных на рублевые.

Участники круглого стола и зрители форума сошлись во мнении: ИТ-специалистами нужно дорожить, несмотря на кризис

Участники круглого стола и зрители форума сошлись во мнении: ИТ-специалистами нужно дорожить, несмотря на кризис

Мнения участников разошлись относительно пользы привлечения к управлению ИТ-процессами аутсорсинга. С одной стороны, приглашение аутсорсинга для управления ИТ (даже телекоммуникациями и информационной безопасностью) позволяет существенно сократить расходы, более того, на Западе это в порядке вещей. С другой стороны, российские компании зачастую сталкиваются с низким уровнем ответственности аутсорсинговых компаний, которые даже при четко прописанном SLA(Service Level Agreement) могут не справиться с проектом. Важное значение при этом имеет правильно выбранный способ взаимодействия между патрнерами.

Еще один вывод: если сейчас не вкладываться в новые ИТ-проекты, это может привести к ослаблениям позиций в бизнесе. Как это организовывать — своими силаси или через аутсорсинг — компания должна решать исходя из своих задач и возможностей.

Организаторами IV Санкт-Петербургского форума «Open Telecom» стали Санкт-Петербургский клуб ИТ-директоров «SPb CIO Club» и оператор бизнес-конференций Event House. Генеральный партнер мероприятия - Orange Business Services, партнер выставки — «Билайн Бизнес», партнер регистрации — Selectel.

Open Telecom: кризис, облака, аутсорсинг. Обзор петербургского форума

Обзор предыдущего, третьего форума Open Telecom см. в материале раздела «CIO. Мероприятия» от 01.04.2014.

Рубрики: Интеграция, Маркетинг, Оборудование, ПО, Outsourcing

Ключевые слова: ИТ-аутсорсинг, ЦОД, SPb CIO Club, операторы связи, облачные услуги