Музеям разрешат вести учет экспонатов в электронном виде

Главные инвентарные книги можно будет распечатывать, а не писать от руки.

С 1 июля музеям позволят вести учет экспонатов в электронном виде. Нововведение будет касаться главных инвентарных книг, в которые вносятся данные обо всех предметах, поступающих в коллекции музеев. В настоящее время в соответствии с действующей инструкцией от 1985 года книги поступлений в обязательном порядке заполняются от руки.

Теперь музеям позволят выбирать наиболее удобный вариант ведения документации: в рукописном, печатном или электронном виде. При этом электронный вариант обяжут распечатывать. Это следует из новых «Единых правил организации, формирования, государственного учета, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций», подготовленных Министерством культуры РФ.

— Сейчас работа музеев регулируется «Инструкцией по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР» от 1985 года, то есть документом, разработанным государством, которого юридически уже нет. В Единые правила внесены некоторые изменения в соответствии с современным законодательством, в том числе с законом «О музейном фонде РФ и музеях РФ» от 1996 года. Правила соответствуют современному техническому развитию музеев, у которых созданы электронные базы данных, — пояснили в Минкультуры.

Главный хранитель Государственного военно-исторического и природного музея-заповедника «Куликово поле» Татьяна Гриценко считает, что это нововведение сможет облегчить жизнь сотрудникам музеев.

— Сейчас нам приходится делать двойную работу. Сначала мы фиксируем данные в электронном виде, а затем переписываем эту же информацию от руки в книгу поступлений. Если необходимость в этом отпадет, то работа сотрудников музеев ускорится, — считает Гриценко.

С ней солидарна заведующая Отделом учетной документации Государственного исторического музея Нина Выдрина. При этом в разговоре с «Известиями» она подчеркнула, что сотрудники Исторического музея планируют продолжать вести главные инвентарные книги от руки.

— Я и многие музейные сотрудники приняли решение оставить главную инвентарную книгу в рукописном варианте. Главная причина заключается в том, что мы не знаем, насколько долговечен порошок, который используется в принтерах: никто не исследовал, через сколько лет он начинает выгорать, — через 50, 100 или 150 лет. А шариковая ручка не выцветает.

При этом Нина Выдрина подчеркнула, что параллельно сотрудники ведут документацию и в электронном варианте.

В Минкультуры отметили, что Единые правила были разработаны еще в начале 2000 годов, но их не удалось принять до сих пор в силу разных причин. Одна из них — необходимость внесения изменений в Положение о Министерстве культуры РФ, в котором не прописано, что ведомство уполномочено принимать Единые правила. В ближайшее время  планируется внести предложение о соответствующих изменениях в Положении.

Ольга Завьялова

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Интеграция, Инновации

Ключевые слова: электронный документооборот