"ВымпелКом" повторяет "мелкие" ошибки "тройки"

По сравнению с 2014 г. в этом году ФАС стала чаще штрафовать операторов "большой тройки" за недобросовестную рекламу с использованием мелкого шрифта. На днях Федеральная антимонопольная служба признала противоречащей закону "О рекламе" рекламу смартфона "Билайн Смарт2". Информация о существенных условиях покупки телефона была размещена мелким шрифтом. Ведомство постановило оштрафовать ПАО "ВымпелКом" на 100 тыс. руб.

Согласно базе решений ФАС, в 2014 г. в сфере контроля рекламы и недобросовестной конкуренции не было возбуждено ни одного дела в отношении ПАО "Мобильные Телесистемы" (МТС) и ПАО "ВымпелКом" в связи с использованием в телевизионной рекламе их услуг мелкого нечитаемого шрифта. Тем не менее, в прошлом году ФАС дважды штрафовал ПАО "МегаФон" на 100 тыс. руб. за такую рекламу. В ноябре 2014 г. антимонопольный орган постановил наложить штраф на оператора по факту распространения рекламы тарифа "Все включено" с 18 августа по 30 сентября 2014 г. в эфире "Первого канала". В этой рекламе указывалось на абонентскую плату в размере 150 руб. в месяц, а дополнительные условия были приведены мелким шрифтом.

Кроме того, на оператора был наложен штраф за телерекламу планшета "МегаФон Логин", который можно приобрести за 1990 руб., а мелким шрифтом были обозначены существенные условия покупки.

В 2015 г. в сфере контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС и ее управления возбудили больше дел и вынесли больше постановлений о наложении штрафов в связи с мелким шрифтом в телерекламе. У "МегаФона" ФАС выявила нарушения Федерального закона "О рекламе" в телевизионных рекламных роликах тарифа "Переходи на ноль", рекламы смартфона MegaFon Login+. Кроме того, ведомство признало рекламу тарифа "МегаФон - Все включено S" недобросовестной. В одном из этих случаев ФАС уже оштрафовало оператора на 100 тыс. руб.

ФАС также выявила аналогичные нарушения в телевизионной рекламе смартфона Nokia Lumia 635 с LTE от МТС, в рекламе тарифной опции "МТС Планшет Mini" и в рекламе услуг связи МТС с утверждением "Мы отменили роуминг в России!". Во всех трех случаях ведомство постановляло оштрафовать оператора на 100 тыс. руб. Что касается "ВымпелКома", то ФАС обнаружила нарушения закона в его рекламе 4G и постановило наложить на компанию штраф в 100 тыс. руб.

На днях Челябинское УФАС вновь наложило на "ВымпелКом" штраф - за распространение в августе 2014 г. на телеканале "НТВ" рекламы "Билайн-Милые бранятся". В рекламе присутствовала текстовая информация о гаджете "Билайн Смарт 2" и его цене - 490 руб.

Информация о том, что дополнительно необходимо купить комплект с SIM-картой и пакетом услуг "Тарифный план "Все за 300" + "Мобильное ТВ" на 4 месяца" стоимостью 2650 руб., была выполнена мелким шрифтом. Кроме того, затруднительной для прочтения была информация о том, что купить смартфон без подключения по акции также можно за 2650 руб. Отсутствие этой информации искажает смысл рекламы, что может ввести потребителей в заблуждение, отмечается в постановлении ФАС.

"Рекламная кампания на момент возбуждения дела в УФАС уже была завершена", - отметила пресс-секретарь "ВымпелКома" Анна Айбашева, воздержавшись от других комментариев.

"Вопросы достоверности размещаемой в рекламе информации всегда находятся под особым вниманием антимонопольных органов. Периодически факты размещения неполной информации в рекламе операторов связи выявляются", - сообщила ComNews заместитель начальника Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России Татьяна Никитина. По ее словам, такие факты могут быть обнаружены как по итогам проверки заявлений (граждан, юридических лиц, в том числе конкурентов), так и в инициативном порядке сотрудниками ФАС.

Как ранее говорил репортеру ComNews представитель ФАС, ведомство скорее отмечает не активизацию в плане жалоб, а некое усиление конкурентной борьбы на рынке сотовой связи за потребителя, но с использованием часто недобросовестной рекламы.

На взгляд аналитика ИХ "Финам" Тимура Нигматуллина, в последние несколько кварталов, действительно, можно было наблюдать активизацию деятельности ФАС в отношении операторов сотовой связи. "Среди прочего, ФАС стал немного чаще штрафовать мобильных операторов за мелкий шрифт в рекламе", - подчеркнул он. Однако операторы подвергаются незначительным с точки зрения бизнеса штрафам антимонопольного органа. "Тем не менее, подобные штрафы наносят достаточно серьезный урон репутации", - отметил он.

По мнению начальника управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Георгия Ващенко, компании применяют методы нечестной конкуренции потому, что в нынешних условиях привлекать клиентов становится труднее. "Четко прослеживается позитивный тренд: ФАС стала чаще привлекать к ответственности за мелкий шрифт в рекламе", - подчеркнул эксперт.

Если раньше подобные споры решались в частном порядке (потребитель против продавца), то теперь спор перенесен в сферу публичных правоотношений, на стороне потребителя выступает госорган, отметил Георгий Ващенко. "Поэтому больше шансов на то, что проблема сдвинется с мертвой точки. Полагаю, рано или поздно компании уйдут от применения практики мелкого шрифта в описании существенных условий, если ФАС не перестанет привлекать их к ответственности", - отметил он.

Елизавета Титаренко

Тематики: Мобильная связь, Регулирование

Ключевые слова: сотовые операторы, ФАС