МФО - «инкубатор» для стартапов. Версия Сбербанка

Сбербанк стал Золотым партнером прошедшей в Санкт-Петербурге XIV Национальной конференции по микрофинансированию и финансовой доступности «Микрофинансирование. Версия 2.0. Перезагрузка», прошедшей в Петербурге с 25 по 27 ноября 2015 года. В рамках мероприятия редактору SpbIT.ru удалось пообщаться с вице-президентом – начальником управления развития малого бизнеса ПАО Сбербанк Андреем Шаровым.

По мнению представителя Сбербанка, микрофинансирование — важнейший сектор,  обеспечивающий доступные кредитные ресурсы начинающим предпринимателям, которые не имеют кредитной истории, пробует себя в бизнесе. Поэтому банк рассматривает МФО как своих партнеров, «выращивающих» для него клиентов. С другой стороны, Сбербанк сегодня  сам по себе — крупнейшая в стране МФО: около 95 млрд рублей составляет портфель беззалогового кредитования банка.

Андрей Шаров высказал надежду, что через несколько лет, постепенно, микрофинансированием станут заниматься только МФО, а банки перейдут в нишу инвестиционного и оборотного финансирования на сумму более 3-10 млн рублей. «Мы пока не уходим с рынка микрофинансирования, чтобы не образовалась «дыра» в 90 млрд рублей. Наша задача состоит в том, чтобы развить МФО и сделать небольшие займы доступными для клиента», - заявил спикер. 

Новые направления деятельности Сбербанка - создания своего рода «навигатора» для бизнеса, а также программа по «выращиванию» поставщиков для крупных компаний. Здесь задача — совместить спрос крупных корпораций и предложение малого бизнеса. Результатом этой программы должно стать появление десятков тысяч высокотехнологичных индустриальных компаний малого бизнеса.

 

Начальник управления развития малого бизнеса ПАО Сбербанк Андрей Шаров
на конференции «Микрофинансирование. Версия 2.0. Перезагрузка» в Петербурге

 

Андрей Шаров ответил на вопросы SpbIT.ru.

Как поддержка банками МФО сказывается на развитии взаимоотношений со стартапами?

- Именно МФО — организации, которые призваны работать со стартапами, а банк обычно подключается на более поздних стадиях. Тем не менее, и Сбербанк также не снимает с себя ответственности за развитие стартапов: для нас важно предоставление им знаний. Сбербанк разработал программу обучения малого бизнеса. У него есть 170 онлайн-курсов на портале «Деловой среды», которые, кстати, бесплатно предоставляются любому, кто купил пакет услуг Сбербанка (см об этом материал рубрики Финансы от 22.09.2015). Также и оффлайн-обучение: 50 тыс человек прошли его в Центрах развития бизнеса за год. Соответственно, мы даем знания, а МФО дают деньги. Кроме того, для стартапов подходят и и некоторые финансовые продукты Сбербанка,  например, кредит «Доверие».

Как тема сегодняшней конференции — микрофинансирование — вписывается в глобальную стратегию Сбербанка: диджитализации и мобилизации, превращения в ИТ-компанию?

- В отношении малого бизнеса диджитализация- то направление, по которому идут и банки, и платежные системы. В идеальном варианте, думаю, через несколько лет только сложное проектное финансирование будет включать в себя «нецифровую» часть — когда нужно проговорить стадии и этапы, структурировать сделку, найти инвестора и т. д. Если же речь идет об овердрафте, о коротком займе или оборотном кредитовании, там будут действовать принципы удаленного обслуживания, без запрашивания у клиента документов, которые есть у нас или в базах данных госуслуг. Однако при всей диджитализации взаимоотношения с клиентами лицом к лицу никто не отменял. Если есть такая потребность, мы будем предоставлять и очную консультацию.

Автор: Андрей Блинов.

Тематики: Финансы

Ключевые слова: Сбербанк