У семи пятниц. На интернет-распродаже покупатели недосчитались скидок и товаров

«Черная пятница» в России не обошлась без темных пятен: покупатели жаловались на фиктивные скидки и отсутствие заявленных товаров, а партнеры акции — на ее плохую организацию.

Массовая распродажа — так называемая «черная пятница» — проходила в Рунете с вечера четверга до вечера воскресенья. Организатором акции третий год подряд выступает компания «Блэк Фрайдэй» (Blackfridaysale.ru), на площадке которой представлены все продавцы, пожелавшие участвовать в этом мероприятии.

Уже вечером в четверг от покупателей и самих ретейлеров начали поступать жалобы на различные технические сбои. По их данным, после запуска на сайте Blackfridaysale.ru начали появляться ошибки, «поползли» баннеры, предоставленные магазинами-партнерами, часть заявленных участников акции вообще пропали с сайта. Покупатели в социальных сетях (преимущественно в Facebook и «ВКонтакте») в ночь с четверга на пятницу стали обсуждать фейковые скидки и отсутствие заявленных цен и товаров в наличии, а представители ретейлеров, согласившиеся принять участие в «черной пятнице», — на некачественную организацию.

Смазан оказался и сам старт: акция должна была стартовать в 19:00 мск, но незадолго до этого часа на официальной странице «черной пятницы» в Facebook появилось объявление о ее переносе на 20:00. В назначенный срок организаторы снова перенесли открытие еще на час. Опрошенные в четверг вечером участники «черной пятницы» сообщали РБК, что задержка была связана с «техническими проблемами».

Акция в Рунете проходит в третий раз. В этом году свое участие в ней подтверждали больше 300 магазинов, на сайте организатора были анонсированы скидки до 90% на более чем 150 тыс. наименований товаров и услуг.

За участие в «черной пятнице» ретейлеры платят организаторам процент от продаж (модель revenue sharing), величина которого составляет от 10 до 30% и зависит от категории товара, рассказывали РБК представители компаний-участниц.

И это скидка?

Специализированные издания Hi-Tech@Mail.Ru и Oborot.ru частично проанализировали заявленные участниками акции цены со скидками и обнаружили целый ряд примеров, когда стоимость того или иного товара, участвующего в распродаже, заведомо завышалась, а к «черной пятнице» — снижалась. Также есть примеры, когда товар со скидкой у одного продавца стоит столько же или дороже, чем у другого в обычное время.

Например, Oborot.ru привел скриншоты с ценами на эксклюзивное издание Might & Magic Heroes VII. Стоимость товара в Media Markt, заявленного на участие в «черной пятнице», — 1999 руб., при этом нераспродажная цена на сайте 1c-interes.ru составляет 1499 руб., следует из приведенных скриншотов страниц. Схожая ситуация с флешкой Kingston на 32Gb: китайский ретейлер JD.com, вышедший в июне этого года в Россию, выставил аукционную цену в $15,7, что эквивалентно примерно 1 тыс. руб., а Wikimart такие флешки продает менее чем за 700 руб. в любое время, пишет Oborot.ru.

Официальный магазин Micro­soft анонсировал продажу смартфона Lumia 640 LTE за 10 990 руб. со скидкой в 15%. При этом в обычное время эту модель смартфона можно приобрести за 11 990 руб. То есть реальная скидка составляет 7,5%, пишет Hi-Tech@Mail. Ru. Издание также прилагает скриншоты про ноутбук Asus X552WA-BING-SX137B: в рамках «черной пятницы» ретейлер «М. Видео» предлагает устройство за 17 990 руб. (скидка с 20 990 руб.), но рыночная цена модели составляет примерно 18 900 руб.

Где товар?

Вторая наиболее распространенная проблема «черной пятницы», с которой столкнулись пользователи, — отсутствие заявленных в каталоге организатора товаров. Например, журналист Сергей Вильянов написал в своем блоге историю о том, как он пытался купить в Media Markt смартфон Oysters Arctic 450. Ретейлер анонсировал, в том числе в ТВ-рекламе, что стоимость устройства составит в «черную пятницу» 99 руб., однако смартфоны, видимо, раскупили в самом начале, поскольку уже через несколько часов распродажи в call-центре Media Markt корреспонденту РБК сообщили, что смартфона нет в наличии. Вильянов почитал блоги и смог найти только три успешные покупки смартфона кем‑либо, остальное — жалобы на отсутствующий товар.

Media Markt уже извинился перед покупателями, которые не смогли приобрести смартфоны Oysters в рамках «черной пятницы», признав, что выставил «привлекательную стоимость» и почувствовал «довольно высокий спрос». «Цена оказалась беспрецедентно низкой, что привело к такому росту ажиотажа, к которому мы оказались не совсем готовы, и весь тираж был распродан уже в первые часы после старта акции», — признали в Media Markt, уточнив, что в настоящий момент товар недоступен для заказа на сайте, но есть «другие интересные предложения».

Корреспондент РБК попытался в пятницу днем приобрести несколько десятков заявленных на Blackfridaysale.ru товаров, примерно в 30% случаев при переходе на сайт продавца оказывалось, что нужной продукции нет в наличии, и предлагалось купить похожую модель, но за большие деньги. Уже сейчас на форумах и в социальных сетях можно найти сотни сообщений о неудачных покупках. Наиболее популярный сценарий, как следует из жалоб клиентов, выглядит так: компания-продавец приняла заказ, а чуть позже представители магазина перезвонили покупателю и сообщили об отсутствии товара в наличии.

Сайт не выдержал ажиотажа

В пятницу днем РБК опросил десять продавцов, участвующих в «черной пятнице». Некоторые из них сообщили, что распродажа стартовала с ограниченным числом партнеров, остальных «добавляли по мере возможности». Например, в 21:00 мск в четверг на Blackfridaysale.ru отсутствовали ранее заявленные магазины Lamoda.ru,Wildberries.ru, Audiomania.ru и 220volt.ru. Опрошенные участники «черной пятницы» сообщили РБК, что телефоны организаторов «с момента старта акции выключены, а на почту никто не отвечает».

«Они [организаторы] так и не сообщили нам о причинах задержки. Более того, наши товары и акции некоторых других крупных участников просто не выложили в четверг на официальный сайт», — говорит представитель ретейлера «220 Вольт» Мария Комендантова.

«Можно было понять лежащий сайт, когда акция проводилась в первый раз и не смогли рассчитать нагрузку. И можно допустить, что во второй раз тоже имели место какие‑то неожиданные ситуации. Но третий… И ладно бы проблемы были связаны только с нагрузкой на сервер: наши товарные предложения и баннеры появились на сайте не в момент запуска акции, как должно было быть, а лишь под утро, что значительно снизило количество переходов оттуда, это, в свою очередь, уменьшило количество покупателей», — рассказывает директор по маркетингу и развитию бизнеса «Аудиомании» Тимофей Шиколенков. «Кроме того, несмотря на то что число участников акции растет, многие вместо настоящих скидок просто приписывают якобы доскидочную цену и перечеркивают ее, чем наносят себе серьезный репутационный удар. Ведь сейчас невозможно спрятаться от публикаций в социальных сетях — все может стать достоянием общественности», — сетует Шиколенков.

Владимир Ким, генеральный директор компании «Блэк Фрайдэй» и сооснователь проекта Blackfridaysale.ru​, в разговоре с РБК объяснил отложенный старт акции тем, что компания старалась подключить «как можно большее количество желающих». Технические сбои на сайте, по его словам, связаны с наплывом покупателей. «Действительно, для большого пула продавцов мы не успевали выложить предложения на сайт, и это, к сожалению, коснулось в основном добросовестных рекламодателей, которые давали честные скидки», — говорит Ким. Он признает, что многие предложения заливались на сайт уже ночью.

Проблема с липовыми скидками также есть, говорит организатор акции: компания пытается бороться с этим и занимает в этом вопросе сторону покупателей. По словам Кима, «Блэк Фрайдэй» проводит выборочную проверку предложений. Он уверяет, что в этом году «были примеры, когда пришлось отказать продавцам в выкладке предложений именно по этой причине». Более того, некоторые добросовестные продавцы сами отказывались от участия в акции, понимая, что не могут предоставить нужный уровень скидок, говорит Ким.

Полина Русяева

Рубрики: Торговые сети, Web

Ключевые слова: интернет-магазин