МТС против гонки подключений

МТС обвинила конкурентов в том, что они искусственно раздувают абонентскую базу. По словам президента компании Андрея Дубовскова, имитация подключений происходит в миллионных масштабах, гонка никому не выгодна, приводит к огромным тратам и мешает полноценному развитию рынка. Один из инструментов "гонки подключений" - попытки взять под контроль мультибрендовые ритейл-сети. Поэтому, руководство МТС также не исключает, что будет оспаривать решение суда по покупке структурами Олега Малиса ритейлера "Связной".

На мобильном рынке уже второй год идет активное противостояние, заявил президент ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) Андрей Дубовсков на встрече с журналистами. По его словам, огромное количество подключений в России имитируется. "При 140-миллионном населении, по нашим расчетам, в 2015 году будет продано порядка 113-115 миллионов SIM-карт", - заявил глава компании.

Чтобы обеспечить такое количество подключений, операторы тратят много денег, в том числе на рекламу и выплаты вознаграждения дилерам. Это ведет к снижению рентабельности. Компании ограничены в возможностях платить дивиденды и инвестировать в развитие сетей.

По словам Андрея Дубовскова, МТС подключает абонентов меньше, чем любой из основных конкурентов, но при этом демонстрирует меньший отток. Напомним, что уровень оттока абонентской базы МТС по итогам III квартала 2015 г. составил 9,7%, у "ВымпелКома" - 13%, "МегаФон" этот показатель не раскрывает. "Мы показываем коллегам по рынку –  если мы в конце концов придем к тому, что рынок будет не такой супер-пенетрированный и продаваться будет не по 113 млн SIM-карт, а хотя бы по 100, 70, 50, то польза будет всем", - заявил глава МТС.

ПАО "ВымпелКом" уже давно реализует комплекс мер по борьбе с некачественными подключениями, прокомментировала слова Андрея Дубовскова пресс-секретарь "Билайна" Анна Айбашева. "Здоровая и качественная дистрибуция  - один из краеугольных камней в стратегии компании. Так, в частности, у нас идет специальный проект по борьбе с некачественными подключениями в дилерской рознице", - сообщила она.

Представители ПАО "МегаФон" отказались комментировать эту тему. В пресс-службе ПАО "Т2 РТК Холдинг" (бренд Tele2) заявили, что у Tele2 самый низкий отток на рынке. По итогам III квартала 2015 г. он составил 8,3%.

По данным AC&M-Consulting, в 2014 году в России было продано 112 млн SIM-карт. При этом около 110 млн из них в итоге оказались выброшены или не востребованы (операторы начинают считать SIM-карту недействительной после того, как по ней три месяца не производилось никаких действий). Совокупная абонентская база всех российских операторов в 2014 году выросла всего на 2 млн. Правда, показатели лидеров выглядели немного лучше, чем в целом по рынку: в 2014 году "большая тройка" продала около 104 млн SIM-карт, совокупный прирост базы МТС, "ВымпелКома" и "МегаФона" составил 7,5 млн абонентов. На общерыночных показателях сказались потери региональных игроков и падение базы Tele2 в процессе слияния их активов с "Ростелекомом".

Один из основных инструментов раздувания абонентской базы – наращивание розничной сети. Как утверждает президент МТС, рынок сильно перенасыщен каналами продаж. При этом большая часть точек как в операторском монобренде, так и в мультибрендах, как правило, нерентабельны. "Есть ядро, которое рентабельно и есть смысл его содержать. Мы хотели бы, чтобы произошли изменения на рынке, чтобы количество точек продаж снизилось и они были, по большей части, рентабельны", - заявил Андрей Дубовсков.

МТС в следующем году продолжит активно наращивать монобрендовую сеть и развивать свой мультибренд. В целом по стране уже работает около 200 салонов "Телефон.ру". В следующем году оператор планирует запустить около тысячи новых салонов, включая точки продаж под брендом "Телефон.ру". По словам Андрея Дубовскова, компания вынуждена это делать – количество точек продаж, которые контролирует МТС, сейчас в разы меньше, чем точек, которые контролируют конкуренты. "Предел роста розницы не от нас зависит – мы всегда идем в ответ. Развиваясь по спирали, рынок наступает на одни и те же грабли. Если бы не попытки конкурентов взять под контроль мультибренды, мы бы, конечно, собственную сеть такого масштаба не создавали", - заявил Андрей Дубовсков.

Напомним, что МТС активно противодействует попыткам "взять под контроль мультибренды". В июне компания обратилась в арбитражный суд с иском к Федеральной антимонопольной службе (ФАС), требуя признать недействительной сделку по покупке структурами Олега Малиса (брат президента ООО "Евросеть" Александра Малиса) ритейлера "Связной". Представители МТС утверждают, что решение ФАС об одобрении этой сделки ограничивает конкуренцию на рынке ("Евросеть" принадлежит "МегаФону" и "ВымпелКому"). Но в середине декабря Арбитражный суд Москвы иск отклонил.

Как сообщил вице-президент МТС по корпоративным и правовым вопросам Руслан Ибрагимов, компания считает, что иск был обоснован. Сейчас юристы оператора изучают решение арбитражного суда. "Я не исключаю никаких вариантов. У нас есть два месяца, чтобы обжаловать решение. Скоро вы узнаете результат. Это в целом прецедентное дело. Мы хотим понять, какие правила игры будут в будущем", - сообщил Руслан Ибрагимов.

Напомним, что вскоре после смены собственника, "Связной" возобновил продажи SIM-карт "ВымпелКома" и "МегаФона". В июне МТС разорвала контракт с этой ритейл-сетью. По словам Андрея Дубовскова, основанием для разрыва стало повторение ситуации с "Евросетью" - после того, как акционерами "Евросети" стали "МегаФон" и "ВымпелКом", условия продаж контратов МТС стали неприемлемыми для оператора. "Несмотря на все предписания на недискриминационный доступ, количество наших контрактов, которые продавались в "Евросети" уменьшалось. К лету 2014 года мы продавались в пределах 3%-5% от общего объема продаж. Как оператор номер один на рынке может продаваться с объемом 5% в таком крупном канале? Понятно, что нас искусственно зажимали. И в "Свяном" нам предлагали аналогичные варианты: приходите на небольшую долю, только платите в несколько раз больше, чем другие операторы", - пояснил президент МТС.

PR-директор "Связного" Мария Заикина эти обвинения отрицает. "МТС, у которого в 2014 году было более 70% продаж в "Связном" наверняка хотел бы, чтобы так было всегда. Нам же важно дать клиентам максимальный выбор - представлять в нашей сети всех операторов, работающих в России. Мы готовы работать со всеми игроками, предоставляя им планы продаж в соответствии с рыночными долями и соблюдая равные коммерческие условия для наших партнеров. Мы предлагали МТС именно такие условия и готовы вернуться к сотрудничеству на этих принципах в любой момент", - заявила она ComNews.

Источник ComNews, знакомый с ситуацией, утверждает, что причиной ухода МТС из "Связного" стало то, что оператор выдвинул требование: его доля в продажах ритейлера должна составлять не менее 50%. Что касается "Евросети", то по данным источника, в 2013-2014 годах МТС платил ритейлеру за одну проданную SIM-карту примерно в два раза меньше, чем в 2012 г. (до того, как акционерами компании стали "МегаФон" и "ВымпелКом"), но ее контракты продавались в меньшем количестве.

События вокруг "Связного" дали старт "ценовой войне" на российском рынке мобильных гаджетов. Начиная с апреля, в рознице МТС прошло несколько волн снижения цен на устройства. По оценкам аналитиков, многие модели оператор начал продавать по закупочной цене. Компания объяснила такую стратегию желанием развивать собственную розничную сеть и обеспечить в ней приток посетителей, а также стремлением зарабатывать не на продаже гаджетов, а на услугах мобильной передачи данных - чем больше на руках смартфонов, тем больше пользователей мобильного Интернета. Как сообщал ComNews, пока "ценовая война" каких-то серьезных успехов МТС не приносит. По итогам III квартала трафик и продажи смартфонов в ритейл-сети сильно выросли, но взрывного роста дата-трафика в сети оператора пока не наблюдается. Выручка от мобильного Интернета МТС в III кввартале 2015 г. составила 20,6 млрд руб. - прирост 20,2% год к году. Но у "МегаФона" этот показатель выше - прирост 24,4%. "Билайн" по этому показателю за год подрос на 16%. То есть, заявленный результат (рост выручки от дата-трафика) пока не достигнут.

Но Андрей Дубовсков с такой оценкой не согласен. "Я отрицаю постулат, что результат не достигнут. Это первый квартал, когда темп роста нашего дата-трафика оказался ниже, чем у одного из конкурентов. Я отрицаю эту логику не потому, что темпы роста сопоставимы и кварталы разнятся. Мы тоже можем сделать реклассификацию и показать цифру не 20%, а 30%. Нельзя увязывать хорошую продажу смартфонов и рост дата-трафика – уже прямой кореляции нет", - заявил он корреспонденту ComNews.

По словам Андрея Дубовскова, МТС вынуждена участвовать в "гонке подключений". Благодаря низкому оттоку, компания подключает меньше абонентов, чем конкуренты из "большой тройки", но на определенное количество – на 1-3 млн SIM-карт ежеквартально. Если снизить количество подключений, компания начнет терять долю рынка. "Например, по количеству абонентов в Москве, если захотим, мы завтра будем на первом месте. Но нас волнует не это, а доходы и рентабельность", - заявил глава МТС.

Виталий Акимов

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Мобильная связь

Ключевые слова: МТС, сотовые операторы