"Одноклассники" ставят на видеоконтент

Российские социальные сети стремятся монетизировать видеоконтент. Социальная сеть "Одноклассники" (ОК, принадлежит Mail.Ru Group) приступит в текущем году к показу рекламы в видеосервисах, а также запускает сервис прямой видеотрансляции. Этот сервис представители соцсети позиционируют как потенциального конкурента YouTube и Periscope.

В рамках пресс-брифинга по случаю запуска приложения для Smart TV и новых функций "Видео" руководитель проекта "Одноклассники" Антон Федчин и руководитель направления "Видео" в ОК Марина Краснова рассказали о грядущем проекте.

По данным Антона Федчина, рост просмотров видео в соцсети составил порядка 30%. Видеоплатформу ОК запустили только три года назад, и уже к 2014 г. просмотры видеоконтента выросли в 15 раз. В 2011 г. видеосервис заполнялся преимущественно пользовательским контентом, а в 2013 г. пользователям стали доступны фильмы и сериалы. В настоящее время ОК фиксирует более 300 млн просмотров видео в сутки. "Четверть времени в "Одноклассниках" пользователь смотрит видео", - отмечает Антон Федчин.

По словам Антона Федчина, монетизация видеосервисов в ОК есть, но не носит целенаправленного характера - "находится на уровне экспериментов". В дальнейшем ОК планирует на основе видеоконтента составить конкуренцию YouTube. "Посмотрев видео в течение 10 секунд на нашем сайте, пользователь задерживается в среднем на 10 минут", - отмечает Марина Краснова.

В конце февраля ОК выпустила приложение "OK Видео" для Smart TV Samsung и ведет переговоры о выходе на аналогичную платформу LG. В сервисе доступны телеканалы РБК, "Дождь", LifeNews, "Мир" и "360 Подмосковье", а также пользовательское видео, которое будет проходить премодерацию на предмет нарушения авторских прав.

"OK Видео" не требует регистрации в соцсети, его можно скачать бесплатно в магазине Samsung Smart TV во всем мире. Аудитории "ОК Видео" будут доступны для просмотра как видеоролики, загруженные блогерами и самими пользователями, так и профессиональный контент, предоставленный партнерами, - кино, сериалы, мультфильмы, а также прямые эфиры телеканалов и проводимые в группах "Одноклассников" онлайн-трансляции. "Это лицензионный контент напрямую от правообладателей или через партнерские компании, такие как Pladform", - говорят в "Одноклассниках".

Сначала в приложении не будет рекламы, но далее монетизация будет проходить по рекламной модели, доходами от которой "Одноклассники" планируют делиться с производителями контента.

Также в пятницу ОК запустили сервис групповой видеотрансляции: с помощью отдельного приложения администраторы групп/сообществ могут организовывать видеотрансляции в режиме реального времени. Прямые трансляции также доступны в "ОК Видео". Руководство соцсети уверено, что данный сервис сможет составить конкуренцию западному продукту Periscope, представленному и на российском рынке.

Уже в апреле 2016 г. ОК планирует выпустить аналогичное приложение для мобильных устройств, что позволит пользователям организовывать на своих страничках в социальных сетях видеотрансляции в режиме онлайн в том числе с помощью смартфонов.

"Приложение будет доступно не только зарегистрированным пользователям ОК, но для владельцев аккаунтов откроется больше возможностей", - уточнил Антон Федчин.

Еще одна российская социальная сеть - "ВКонтакте" (также принадлежит Mail.Ru Group) - действует по другому принципу и не планирует составлять конкуренцию YouTube и Periscope. Пресс-секретарь "ВКонтакте" Евгений Красников рассказал, что на базе сайта уже существуют онлайн-трансляции, но пока они происходят только от пользователей, которых просматривает большое количество подписчиков - например, от звезд. Также он отмечает, что видеоматериалы бесплатны, но в них уже существует реклама.

Руководитель департамента платного ТВ и медиаконтента J'son & Partners Сonsulting Дмитрий Колесов говорит о том, что в данный момент продажей рекламы на видеоресурсах Mail.Ru Group руководит компания Gazprom-Media Digital, но доходы от ее деятельности пока не сопоставимы с размером аудитории. Основная проблема монетизации видеоконтента, по его мнению, состоит в неурегулированности прав на профессиональный контент, который находится на сайтах "ВКонтакте" и "Одноклассники".

Гендиректор онлайн-кинотеатра Megogo в России Виктор Чеканов в конце февраля отметил, что запуск "ОК Видео" для Smart TV положительно скажется на развитии рынка, и выразил надежду, что сервис примет "правила игры рынка", среди которых - поиск механизмов и средства для очистки прав на видео, а также борьба с пиратством.

По мнению Дмитрия Колесова, запуск приложений "Одноклассников" на Smart TV выглядит вполне логичным, ведь на этой платформе будет возможность контролировать легальность контента. "Но на данном этапе компании будет очень непросто заработать на рекламе, поскольку аудитория "умных" телевизоров пока не измеряется и продать ее рекламодателям сложно. Вложения невелики, так как необходимо разработать приложение и договориться о попадании его на один из первых экранов с производителем ТВ", - считает Дмитрий Колесов.

Относительно предполагаемой конкуренции с таким сервисом, как Periscope, и его аналогами Дмитрий Колесов считает, что ныне существующие сервисы прямых трансляций могут претендовать только на BTL-сегмент рекламного рынка. "В данных сервисах не будет прямой рекламы, но могут существовать какие-либо нишевые акции под конкретную задачу и за небольшой бюджет. Не думаю, что это может принести значимые деньги", - уверен он.

Финансовый аналитик группы компаний "Финам" Тимур Нигматуллин считает, что при нынешней аудитории российских "Одноклассников" 1 тыс. просмотров видеоконтента по окончании процесса монетизации в лучшем случае будут приносить не более 20-30 руб. общей выручки.

"Учитывая заявленное общее среднедневное количество просмотров видеоконтента в 300 млн, можно предположить, что, после развития данного канала монетизации, в месяц ОК будет зарабатывать до 200-250 млн руб.", - полагает Тимур Нигматуллин.

По его оценкам, аудитория  ОК и Periscope достаточно различна и по сути практически не пересекается, и поэтому, вероятнее всего, конкуренция между ними будет минимальной. По этой причине, учитывая наличие уже готовой технологической платформы и контента, вложения в развитие монетизации будут несущественны в масштабах инвестпрограммы ОК.

Начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Георгий Ващенко говорит, что рынок видеорекламы оценивается примерно в 6 млрд руб. в год, однако это быстрорастущий сегмент. По оценкам "Фридом Финанс", он может прибавлять до 20-30% в год. Однако бизнес ОК существенно уступает конкурентам - социальным сетям "ВКонтакте" и Facebook.

"Без роста аудитории, которая составляет всего порядка 50 млн в сутки и не демонстрирует заметного роста, ОК не смогут претендовать на существенную долю рынка. Полагаю, что выручка в первый год не превысит 500 млн руб. На запуск проекта может потребоваться несколько месяцев", - резюмирует Георгий Ващенко.

Алла Галанова

Тематики: Web

Ключевые слова: Одноклассники ру, социальные сети