Коллекторы вошли «ВКонтакт» с должниками

Профессиональные взыскатели отметили эффективность взыскания просрочки через социальные сети.

Использование социальных сетей (Facebook, «ВКонтакте») увеличивает эффективность взыскания долгов по потребительским кредитам на 20%. Об этом «Известиям» рассказали в компании «Секвойя кредит консолидейшн» (лидер на коллекторском рынке). Компания впервые оценила эффективность взыскания просрочки по потребкредитам с помощью соцсетей — по итогам 2015 года.

По словам президента компании «Секвойя кредит консолидейшн» Елены Докучаевой, соцсети используют более 60% заемщиков по всей стране.

— Социальные сети являются важным дополнительным каналом установления контакта с должником при осуществлении взыскания, — указала Елена Докучаева. —
Эффективность использования соцсетей различна, как, впрочем, и при использовании других каналов коммуникации, и зависит как от основных показателей долга (срок, сумма, кредитный продукт), так и от социально-демографических характеристик должника и используемой в работе социальной сети. При использовании соцсетей в работе коллекторам удается взыскать на 10–20% больше.

Президент «Секвойи» пояснила, что нередко информация о телефонных номерах и электронной почте заемщика к тому моменту, когда он становится должником, уже устаревает. И тогда установить контакт с должником помогают соцсети.

— Актуализация и контакт с должником по новым каналам — через Facebook и «ВКонтакте» — важнейшая задача, — указала Елена Докучаева. — На связь после отправки первого сообщения в Facebook/«ВКонтакте» выходят до 15% должников от количества отправленных сообщений.

Первый вице-президент Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) Александр Морозов считает естественным, что в условиях, когда около 80% должников, передаваемых в коллекторские агентства, уклоняются от любых контактов с кредитором, взыскатели ищут возможности для связи с должником, для информирования его о размерах долга и правовых последствиях неплатежей в Facebok/«ВКонтакте».

По оценкам НАПКА, по итогам 2014 года крупнейшими игроками рынка было возвращено около 26 млрд рублей, по итогам прошлого кризисного года — порядка 20 млрд (эффективность возврата долгов россиян пострадала несущественно с учетом двукратной девальвации нацвалюты, снижения реальных доходов населения на 5%).

Банкиры приветствуют использование соцсетей для взаимодействия с должниками, но сомневаются в высокой эффективности этого инструмента. Замруководителя блока рисков Бинбанка Евгений Новиков считает, что основной подводный камень при использовании коллекторами соцсетей — правильная идентификация клиента.

— Никакой информации, содержащей персональные данные или банковскую тайну, через соцсети не передается, в основном идет информирование должников о необходимости непосредственного контакта, — отметил представитель Бинбанка. — Также можно анализировать фотографии клиента, где он отдыхает, где обедает, на чем ездит, чтобы определить его потенциальную платежеспособность и выстроить правильную стратегию взыскания.

Директор департамента кредитования физлиц Локо-банка Анастасия Цурцумия считает, что недобросовестный заемщик будет стараться всячески избегать контакта с  коллекторами, игнорируя их сообщения, передаваемые по любым каналам — «будь то звонки, письма, как бумажные так и электронные, или социальные сети».

По данным Национального бюро кредитных историй, молодые должники (до 35 лет) предпочитают сеть «ВКонтакте», ею пользуются до 70% всех заемщиков. Люди среднего возраста (старше 35 лет) — «Одноклассники». Пользователи Facebook берут кредиты редко: например, в группе заемщиков от 25 до 34 лет только каждый десятый использует эту соцсеть. По данным «Секвойи», социальные сети являются основным для коллекторов источником информации о нерадивых заемщиках в интернете: 82% его активных пользователей имеют одну и более страничек в Faсebook и «ВКонтакте» (45 млн человек из 55 млн активных пользователей интернета). Как указали в «Секвойе», 26% пользователей в интернете зарегистрированы на сайте знакомств, а 69% размещают информацию с указанием личных данных на сайтах бесплатных объявлений.

Банки продают коллекторам долги, которые взыскать невозможно/нецелесообразно. По данным ЦБ, объем просрочки по розничным кредитам превышает 800 млрд рублей. В 2015 году на рынке цессии прошло 164 тендера, общий объем проданных коллекторам долгов достиг рекордных 0,5 трлн рублей (493 млрд). По сравнению с 2014 годом рост объема заключенных сделок составил 68%. В 2014 году рынок цессии увеличился лишь на 35%. По данным НАПКА, за первые два месяца 2016 года уже состоялись тендеры на передачу долгов в объеме 50 млрд рублей.

Анастасия Алексеевских

Тематики: Web

Ключевые слова: ВКонтакте, социальные сети