«Ростелеком» поведал историю. К 140-летию телефонной связи

В 1876 году Александр Белл запатентовал свой «говорящий телеграф» - трубку, с помощью которой можно было переговариваться на расстоянии. С момента, когда телефония начала завоевывать мир, прошло 140 лет, и идея преемственности в этой отрасли — как на уровне технологий, так и на уровне игроков - снова приобретает актуальность. Петербургский «Ростелеком» подготвился к годовщине соответствующе, организовав большой пресс-тур для ведущих изданий Северо-Запада. Среди них оказался и spbIT.ru.

«Ростелеком»: место в истории

История телефонии в России началась практически сразу же после знаменательного открытия Белла и связана с деятельностью Императора Александра III, который утвердил положение «Об устройстве городских телефонных сообщений». К 1882 году начала работу телефонная сеть в Санкт-Петербурге, Москве, Одессе и Риге. А в 1889 году было запатентовано первое оборудование для автоматических телефонных станций, которые через некоторое время заменили ручную коммутацию абонентов.

Чуть раньше, в 1952 году, начало работу старейшее предприятие электросвязи России – Санкт-Петербургский Телеграф, появилась телеграфная линия между Петербургом и Москвой.

Прошлое и будущее телефонии: красивейший экспонат Музея телефонии —
аппарат конца 19 века
Elektrisk Bureau Kristiania и SIP-устройство Cisco»

В рамках пресс-тура, состоявшегося в главном здании макрорегионального филиала «Северо-Запад» ПАО «Ростелеком» (ул. Большая Морская, 26) представители оператора обратили внимание журналистов на главные вехи в истории телефонии. Экскурсовод Ольга Чулкова провела гостей по специальным залам «Ростелекома», где, помимо архивных фотоматериалов и печатных изданий выставлены подлинные телефонные аппараты от старинных, с ручками вызова телефонистки, до современных IP-телефонов. Наиболее запоминающиеся из них – например, - стильный американский Automatic Electric 1906 года или один из красивейших телефонных аппаратов в мире норвежский Elektrisk Bureau Kristiania 1879 года.

Далее необходимо отметить уже современный период развития петербургской телефонии, который поначалу был связан с чередой слияний и поглощений. В декабре 2000 года ОАО «СПб ММТ» и ОАО «СПб Телеграф» вошли в состав ОАО «ПТС», которое, в свою очередь, годом позже было реорганизовано и присоединено к объединенному обществу «Северо-Западный Телеком». В 2002 году консолидированная компания вышла на межрегиональный рынок, а «ПТС» стала Петербургским филиалом ОАО «СЗТ».

Ольга Чулкова: увлекательно - об истории телефонии

В 2011 году ОАО «Северо-Западный Телеком» наряду с другими межрегиональными компаниями вошел в состав «Ростелекома» входит и

Развитие технологий

Современная цифровая абонентская плата

Совершенствование телефонных аппаратов было бы бессмысленным без возможности их соединения, которую предоставляют телефонные станции. Как уже упоминалось, первоначально коммутация на них осуществлялась вручную, но достаточно быстро появились и автоматические станции, которые также прошли долгий путь эволюции: от машинных к декадно-шаговым, далее к координатным и, наконец, к цифровым и IP (по технологии PON). В Петербурге, как и во всей стране, координатные АТС еще сохранились, но сегодня они планомерно заменяются цифровыми, чье преимущество не только в качестве предоставления услуги передачи голоса и в появлении у абонента дополнительных возможностей (удержания звонка, аудиоконференцсвязь и т. д.), но и в значительной экономии площади. К слову, с 2015 года «Ростелеком» проводит экскурсии по АТС для старшеклассников областных центров Ленинградской области, на которых наглядно показывает эволюцию технологий и преимущества современных телекоммуникаций.

В ходе пресс-тура гости прошли по залам АТС, расположенной на Малой Морской. Здесь с 2003 года находится современная цифровая станция производства Siemens, обслуживающая около 100 тыс. абонентов.

Узел спецслужб и оборудование знаменитой службы «точного времени»

Наиболее важным объектом в здании является узел спецслужб Петербурга, куда первоначально стекаются все вызовы (из Петербурга и некоторых пригородов), начинающиеся с цифры «0»: экстренные («01», «02», «03», «04») и справочно-информационные службы. Это обособленная цифровая АТС производства Nokia, построенная в 1999 году и, введенная в эксплуатацию в 2000. Начальник участка Игорь Ладыгин сообщил, что около половины вызовов приходятся на службу точного времени «060». Во время экстренных случаев активность вызовов на данную АТС возрастает примерно в полтора раза, что не мешает ей работать без сбоев:  максимальная нагрузка - около 200 тыс. звонков в сутки. Особая роль в обеспечении безопасности города диктует узлу спецслужб повышенные требования к бесперебойности работы оборудования: предусматривается обязательное резервирование через другие узлы связи, а также запасной способ связи по «прямым проводам», то есть соединение с оператором по аналоговой телефонии.

Будущее телефонии

«Сегодня мы продолжаем историю российской телефонии, - заявил Вице-президент – Директор макрорегионального филиала «Северо-Запад» ОАО «Ростелеком» Андрей Балаценко. - Мы изменяем эту историю и внедряем новые технологии, понимая, что желание и потребность людей общаться друг с другом никогда не исчезнут. Сегодня мы говорим о переходе коммуникаций на новый уровень - когда соединение формируется в облаке, и возможность общения не зависит от того, где абонент в данный момент находится».

Директор МРФ «Северо-Запад» ОАО «Ростелеком» Андрей Балаценко

В «Ростелекоме» уверены, что идея телефонной связи (звонок и разговор через переговорное устройство) никуда не пропадет, но ее технологии переходят в область, более близкую к  Интернет-технологиям. В сегменте частных пользователей (B2C) это связано с появлением оптоволоконных сетей PON и пакетных услуг triple play, когда по одному кабелю абонент получает телефонию, Интернет и телевидение.

Из презентации «Новой телефонии»

Корпоративные клиенты «Ростелекома» уже давно оценили услугу «Мини-АТС», которая позволяет создать собственную сеть коротких номеров внутри организации и организовать аудиоконференцсвязь. Однако благодаря интеграции телефонии с сетью Интернет, и, в частности, с облачными сервисами появилась принципиально новая услуга – «Облачная телефония». В результате, не устанавливая в офисе никакого дополнительного оборудования, клиент может сам подключать и отключать опции, устанавливать переадресацию и автоответ, записывать звонки и просматривать статистику вызовов. При этом он может находиться в любой точке планеты, где есть Интернет, и там принимать звонки на городской номер в Петербурге даже со своего мобильного телефона. Возможности телефонии стали, по сути, практически неограниченны. А вкупе с другими облачными, OTT и ИТ-услугами, которые «Ростелеком» сегодня активно продвигает на территории всего региона, компания может предоставить коммерческому пользователю полное решение, учитывающее все потребности бизнеса.

Добавим, что такие новые корпоративные облачные и OTT-сервисы, как «Виртуальный ЦОД», «Аудиоконференция», «Управление мобильными устройствами», «Управляемые услуги связи» и другие «Ростелеком» активно продвигает на специальных бизнес-семинарах.

Автор: Андрей Блинов.

Тематики: Фиксированная связь, Маркетинг

Ключевые слова: Ростелеком Северо-Запад