Вся правда о Grabr. Как хваленый сервис для часто летающих работает на самом деле

Интернет заполонила реклама сервиса Grabr, который обещает всем потребительский рай на земле. Суть в том, что это такой «Убер» для тех, кому нужно что-то купить за границей и тех, кто за эту самую границу регулярно летает — будь то путешественники, командировочные или экипажи воздушных судов. Первые заказывают какой-то товар, вторые покупают, привозят и получают за это свое вознаграждение. То есть, это то же самое, что привезти что-то из поездки друзьям и знакомым — в Фейсбуке регулярно вижу посты из серии: «Есть кто в Америке? Привезите айфон» — только круг «знакомых» расширяется до всей аудитории сервиса, а айфон вы привозите не по доброте душевной, а зарабатываете на этом деньги. Бортпроводники, говорят, получают до $500 за ходку, и все довольны, потому что это быстрее и дешевле, чем заказывать что-то из-за границы с традиционной доставкой по почте или курьерскими службами. Вроде бы идеальная схема. Я же разобрался в ней на практике, зарегистрировавшись в сервисе и отправившись на выходные в Берлин. Вот что получилось на самом деле.

Это републикация с сайта Frequentflyers.ru

Grabr работает как приложение для iOS или же через веб-интерфейс; приложение, по сути, открывает тот же веб-интерфейс с сайта, так что никакого особенного смысла пользоваться именно самим приложением нет.

Изначально вы как «доставщик» вводите, откуда и куда вы летите и когда вернетесь — по этим критериям будут отфильтрованы потенциальные заказы из имеющейся базы. Было бы неплохо, конечно, сделать и наоборот — чтобы покупатели видели, кто, когда и куда едет, и могли бы им писать (как, например, на сайтах поиска работы поиск работает в две стороны, и для работодателя, и для соискателя). Но здесь вы только видите уже имеющиеся заказы и можете на них откликаться, то есть, предлагать свою цену и дату доставки.


Сразу совет покупателям: не указывайте жестко конкретный город и даже страну, если у вас товар не очень специфический, потому что при фильтрации ваша заявка может не отобразиться, а вещь может продаваться по одной же цене как в условной Италии, так и в условной Франции, и вам на самом деле все равно, откуда ее привезут — так на ваш запрос отреагируют быстрее.

Если реагировать на «мейнстримовые» варианты типа айфонов из Гонконга или кроссовок New Balance из США, то там покупатели получают сразу по несколько предложений и получается своего рода аукцион на понижение, так что такие товары можно получить очень быстро и очень дешево, а заработать на них много не получится из-за высокой конкуренции. Впрочем, когда речь идет о мейнстриме, продающемся на каждом углу, Grabr и не предполагает сверхприбылей, это, скорее, покупки «между делом», раз вы все равно пойдете шопиться.

Но, чем дальше от мейнстрима, тем интереснее. Из Берлина, например, мне нужно было привезти сувенирного медведя, поднимающего лапы кверху, хипстерские очки Monokel и бейсболку New Era с бэтменскими ушами. Такое не продают на каждом углу, поэтому квест предстоял на самом деле еще тот — если сувенирных лавок в городе навалом, то дистрибьюторов Monokel — всего три магазина, а у New Era он и вовсе один. При этом в воскресенье в Германии все закрыто, а значит, нужно было управиться за субботу, при этом не потратить слишком много денег на перемещения по городу, иначе в чем экономическая целесообразность? Так что пришлось пройти небольшой квест с оптимизацией маршрутов — в итоге получилось посетить все три нужных магазина, прокатившись на самокате от Alexanderplatz до Rosenthaler Platz.

Первым был мишка в сувенирном магазине на Alexanderplatz. Задача оказалась нетривиальной: мишки существуют в нескольких десятках расцветок, поэтому каждого пришлось снять с витрины (к счастью, нужен был синий или голубой, что упростило мне жизнь), выложить всех в ряд и сфотографировать, отправить заказчице, а потом еще ждать ее ответа. Вообще важно понимать, что при возможности выбора стоит договориться с заказчиком о сеансе связи заранее, чтобы когда вы будете в магазине, он был бы онлайн и вы не закидывали бы его сообщениями: «Ау» и не слонялись бы по магазину битых полчаса, пока он ответит. На самом деле после того, как ваше предложение о доставке заказа будет принято покупателем, вы получите его номер телефона, так что достучаться до него можно будет не только в приложении.


Многих наверняка волнует, а что будет, если ты купишь этого условного мишку, а потом покупатель откажется? Не откажется. Дело в том, что на его карте в момент подтверждения заказа (когда вы с ним договорились) будет заблокирована вся стоимость покупки, включая вознаграждение доставляющего, так что он уже никуда не денется. Доставляющий же получает деньги только после того, как привезет товар (о финансовой части чуть позже).


С кепкой было все просто: в единственном бренд-шопе продавец сообщил, что она снята с производства и купить ее можно разве что на вторичном рынке, например, на eBay. Поэтому я просто отменил свою заявку на доставку товара и покупателю вернулись деньги обратно на карточку. Еще проще было с очками: цвет очков был указан в заказе, поэтому я просто зашел, заплатил, получил очки, оформил такс-фри, вышел. Кстати, да: это на первый взгляд неочевидно, но дополнительную прибыль можно получить за счет возврата НДС с чужих покупок. Цена товара указана в заявке и соответствует розничной, никто из покупателей не додумывается указать ее меньше на размер НДС, поэтому какую-то копейку с этого получить сам бог велел. Особенно если вы все равно пойдете получать Tax-free, купив что-то для себя.


На самом деле заказов могло бы быть намного больше, и я специально летел с огромным чемоданом, в который бы поместилось еще много всякого добра, если бы не слоупоки. Как оказалось, многие люди, разместив заказ на Grabr, потом про него забывают и вообще не реагируют на отклики и сообщения. Так было, например, с пожелавшим получить две упаковки редкого пива — одну я даже купил, увидев в супермаркете, с расчетом на то, что или слоупок объявится, или я выпью пиво сам. В итоге выпил сам.


Кто-то даже объявляется и переписывается с тобой, но в итоге не подтверждает заказ. Дело в том, что разместить заказ можно без указания данных банковской карты: она понадобится только тогда, когда на него будет получен отклик. В этот момент у людей, видимо, включается жадность и нежелание оставлять предоплату за что-либо: в стране, где большинство интернет-заказов оплачивается наличными курьеру, это ожидаемо. Либо просто мискоммуникация, как случилось у меня в поездке в Париж, в которую я отправился сразу из Берлина.


Доставляя товары, важно тоже помнить, что вы покупаете их на свои собственные деньги, а затем получаете их обратно в безналичной форме. Происходит это через Paypal, то есть, не очень быстро. Во-первых, по правилам Grabr выплата происходит только через 3 дня после доставки товара и подтверждения доставки покупателем (он при вас нажимает кнопку в приложении). Во-вторых, в Paypal деньги тоже приходят не мгновенно, а затем они оттуда еще несколько дней выводятся на дебетовую банковскую карту. Конкретнее: деньги за товары, привезенные 6 сентября, пришли 14-го. Все комиссии заложены в те 7%, которые дополнительно к цене товара и доставки оплачивает покупатель, то есть, доставляющий вроде как не «попадает». Хотя на самом деле «попадает» на двойной конвертации сначала валюты в рубли при покупке товара (ну или комиссии при покупке наличной валюты), а затем пришедшей в Paypal валюты в рубли по курсу Paypal. Плюс что-то может убавиться или добавиться за счет колебаний курса во время процесса.


Опять же, конкретика: за медведя и очки пришло 9630 рублей. При покупке списалось 7 335,09 руб. за очки и 1 184,79 руб. за мишку. Итого прибыль — 1111 рублей. Плюс 213 рублей Tax-free от Global Blue.


Конечно, для полноценной экономики нужно бы вычесть еще два билета на метро, интернет в роуминге и стоимость собственного времени, но, опять же: Grabr — это сервис, рассчитанный на то, что доставляющий между делом по дороге купит товар (а многие так и вовсе заказывают доставку из интернет-магазина прямо в отель и не тратят ничего, кроме места в чемодане). Если же товар редкий, то можно установить и более высокую цену «за труды» — это я соглашался с заданной по умолчанию, а вообще же ее можно менять. Разработчики рассказывали историю, как за какой-то то ли брошью, то ли статуэткой путешественник ездил в конкретную деревню на Кипре на такси, и заложил стоимость такси в стоимость доставки — покупателя это устроило.

Большинство заказов в России — это доставка товаров в Москву из США и Юго-Восточной Азии. Если вы живете в другом городе и летите в другое место, заказов будет меньше, но и конкуренции не будет практически никакой и вы сможете собрать все сливки, не торгуясь. В любом случае вы ничего не теряете, а получаете за перелеты не только мили, но и живые деньги. Так что стоит попробовать.

Тематики: Мобильная связь, Web

Ключевые слова: веб-сервис, мобильные приложения