«Александровский» создает правильный петербургский банк. В том числе и с точки зрения Digital и ИТ

Банк «Александровский» присоединяет к себе «СМБ-Банк» и становится больше ориентирован на массовые продукты, предлагая корпоративным клиентам и частным лицам индивидуальные условия обслуживания и обратную связь, развивая прикладные ИТ-сервисы. Об этом представители новой команды топ-менеджеров банка рассказали на пресс-конференции, которая прошла вчера, 26 сентября 2016 года, в Петербурге.

Напомним, известный петербургский финансист Евгений Лотвинов (в прошлом, в частности, — топ-менеджер «Промышленно-строительного банка» и «Банка БФА») приобрел «СМБ-Банк» в сентябре 2015 года, а в январе 2016 — «Банк Александровский». В марте 2016 года Евгений Лотвинов был назначен председателем правления банка «Александровский», а «СМБ-Банк» возглавил Дмитрий Истюфеев. Александр Тютюнник, который ранее также входил в правление «Банка БФА», присоединился к  команде «Александровского» в мае 2016 года в должности заместителя председателя Правления, курирующего вопросы стратегии развития банка и управления блоком массового бизнеса. Наконец, в июле 2016 года на общем собрании акционеров было принято решение о присоединении АО «СМБ-Банк» к ПАО Банк «Александровский». С 16 сентября «СМБ-банк» прекратил обслуживание клиентов.

«Правильный» банк вопреки ожиданиям рынка

Философия, которую исповедует нынешнее руководство «Александровского» во главе с Евгением Лотвиновым, заключается в том, что бессмысленно двигаться на рынке вместе со всеми: чтобы был шанс выиграть, нужно идти против рынка. Решение инвестировать в развитие «городского» банка было принято год назад, вопреки пессимистичной ситуации в банковской сфере и на фоне сокращения количества финансовых организаций. «Возникла идея сделать в Петербурге устойчивый, «чистый» частный банк с хорошей платформой, который мог бы предлагать свои услуги тем гражданам, которых по каким-то причинам не устраивают другие категории банков», — комментирует Евгений Лотвинов, имея в виду такие категории, как крупные государственные или частные структуры, а также филиалы московских банков

Исходя из этой стратегии, бизнесмен приобрел небольшой «Банк содействия малому бизнесу» (СМБ-Банк), который в то время показывал убыточность, — и через месяц банк вышел на прибыльность. Далее была совершена более крупная сделка: покупка банка «Александровский», который предыдущие собственники как раз собирались продать. В то время банк уже обладал готовой сетью офисов продаж в Петербурге и представительствами в Москве и Мурманске, а технологии, команду и стратегию предприниматели создавали заново, исходя из своего опыта. Первым делом была проведена санация активов банка, выстроен полностью контролируемый процесс, а также принципиально изменена структура активов. В результате кредитный портфель банка вырос на 17% (до 5,1 млрд рублей), был создан финансовый блок, портфель ценных бумаг увеличился в 10 раз. «Выдача новых кредитов с хорошими ставками надежным заемщикам и создание высокодоходного, хорошо сбалансированного портфеля ценных бумаг привели к тому, что банк вышел на устойчивую операционную прибыль», — констатирует Евгением Лотвинов.

Совладелец и директор банка «Александровский» Евгений Лотвинов

Следующим закономерным шагом топ-менеджмента банка стала его докапитализация за счет присоединения «СМБ-банка». При этом на перспективу рассматриваются возможности приобретения и других финансовых организаций. 

Заместитель председателя Правления банка «Александровский» Александр Тютюнник уверен, что для банковских услуг, которые разрабатывает «Александровский», в Петербурге существует большой рынок. «Петербуржцы привыкли к наличию городских, местных банков, — говорит он, — Доля местных банков здесь всегда была выше, чем в среднем по России, но в последние годы количество банковских структур постоянно уменьшается. Мы верим в то, что рынок есть, что есть большая потребность в реальных делах».

Таким образом, банк «Александровский», по словам его владельцев, будет ориентирован на обслуживание экономически активного населения, которое приходит с реальными, конкретными запросами: это может быть мелкий, массовый или средний бизнес, например, кофейня или автосервис. Банк собирается индивидуально подходить к каждой заявке и предлагать клиентам динамичность, высокую скорость реакции, учет индивидуальных особенностей и получение обратной связи. «Мир финансов очень усложнился, и очень важно, когда клиент может адекватно поговорить с представителем банка на уровне Правления. Нужен финансовый посредник, который может объяснить, как в данной ситуации себя вести, дать совет и инвестировать в правильный проект», — уверен Александр Тютюнник.

Заместитель председателя Правления банка «Александровский» Александр Тютюнник

Прикладной диджитал

Несомненно, в век диджитализации в банке «Александровский» не обходят вниманием такие вещи, как ИТ-технологии, удаленные сервисы и т. п. Однако в нынешних экономических условиях смотрят на ИТ больше с прикладной, утилитарной точки зрения. В декабре 2016 года будет запущен обновленный сайт банка, он будет создан в рамках проекта глобального ребрендинга банка. В интернет-банке уже сегодня существенно расширен функционал как для частных, так и для корпоративных клиентов: так, в несколько раз увеличился список организаций-получателей платежей. Идет работа над интеграцией аккаунта корпоративных клиентов с облачной бухгалтерией, развитие дополнительных сервисов. Для клиентов-физических лиц выпускаются бесконтактные карты по технологии NFC (совместно с MasterCard).

«В городе много банков, которые потратили большие деньги на развитие дистанционного банковского обслуживания, мобильного банка и т. д. Но при этом мало у кого есть, к примеру, услуга оплаты квитанций «Петроэлектросбыта». Мы организовали более практический подход», — уверяет Александр Тютюнник.

Таким образом, три направления диджитализации, которым следует банк «Александровский» — это улучшение юзабилити и управления самыми необходимыми сервисами (как оплата ЖКХ и т. п.), запуск мобильного банка и Big Data. Последнее — также исключительно утилитарная вещь, связанная с изучением клиента, грамотным анализом рисков. Используя цифровые каналы банк сможет предложить надежным заемщикам более низкую ставку, дисконты и пр.

В банке также отмечают интересную особенность, связанную с обслуживанием клиентов пенсионного возраста: пожилым людям — уверены они — не нужен мобильный банк, но они очень трепетно относятся к стабильности. Грубо говоря, чтобы их обслуживал один и тот же кассир, в одной и той же обстановке. Грубо говоря, существенной части пользователей финансовых услуг важны не «изменения к лучшему» и не диджитализация, а наоборот — отсутствие перемен.

Развитие ИТ-платформы

Присоединение к банку «Александровский» «СМБ-банка» подняло вопрос об интеграции двух различных автоматизированных банковских систем: в первом случае это была платформа «Банк XXI век», в другом —  БИС («Интегрированная банковская система»). Так как бизнес «Александровского» намного больше, чем у СМБ, и все основные бизнес-процессы были завязаны на нем, в качестве единой была выбрана платформа «Банк XXI век». «Теоретически, в рамках присоединения других банков, мы готовы рассмотреть и другую платформу, если она будет создана сильной командой, и на ней будут достигнуты определенные результаты, настроены какие-то существенные процессы, — отмечает Александр Тютюнник. — Важно то, кто именно эту систему развивал, насколько серьезно они к этому относились. Но, по нашему мнению,  «Банк XXI век» — лучшая на сегодня российская система по соотношению цены и качества, по стоимости эксплуатации».

С помощью модуля в АБС «Банк XXI век» организация ведет кадровый и бухгалтерский учет. В качестве СЭД —  используются расширенные возможности Microsoft Outlook (система поручений, движения почты и др.). В приоритете — развития CRM и выстраивание «кредитного конвейера», новой скоринговой системы.

Наконец, с точки зрения ИТ-инфраструктуры — в банке идет обновление серверного парка, установка серверного оборудования HP. Большое внимание в банке уделяют отказоустойсивости, резервированию каналов, бэкапам и прочим вещам, связанным с эффективностью и непрерывностью бизнес-процессов.

 

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Интеграция, Финансы

Ключевые слова: