Жесткие меры для «мягких» продуктов. Как госкомпании переходят на отечественное ПО

Правительство задумывается об ужесточении мер в отношении госорганов и госкомпаний, нарушающих правила закупок отечественного программного обеспечения (ПО).

Приоритет российских цифровых продуктов над зарубежными для государственных органов закреплен законом №188-ФЗ, принятым в прошлом году. С 1 января 2016 года в России заработал реестр отечественного ПО, с помощью которого и происходит выбор нужных властям сервисов. В настоящее время перечень содержит 1962 продукта по таким классификациям, как базы данных, операционные системы, офисные приложения, серверное ПО и другие.

В том случае, если разработка российских программистов не подходит, заказчик обязан опубликовать обоснование отказа от закупки.

Документ распространяется на представителей власти, однако с весны 2016 года правительство заговорило о переносе этих норм на государственные корпорации и компании с госучастием. В июле СМИ и вовсе сообщили, что первый вице-премьер Игорь Шувалов разослал предприятиям директиву, в которой говорится о необходимости выбора в пользу российского ПО.

В беседе с пресс-службой «Ростелекома» «Газете.Ru» рассказали, что оператор заинтересован в увеличении доли отечественного софта в своих IT-системах и отдает предпочтение российскому производителю при прочих равных — цене, качестве, надежности, сервисной поддержке.

«Но для нас важно, чтобы импортозамещение не снижало качество ПО и не увеличивало затраты компании», — отметила руководитель направления по продвижению сегмента B2B/B2G Ирина Жаброва.

По словам представителя «Ростелекома», оператор уже активно пользуется отечественным ПО. «Часть локальных разработок для BSS-систем пробуем производить на альтернативных решениях, в том числе поддерживаемых сообществами. Самый критичный для нашего бизнеса вид ПО — OSS/BSS-системы. Большинство из этих систем в «Ростелекоме» построены на российских платформах (биллинг, системы линейного учета), и часто нашими партнерами по этим внедрениям выступают малые предприятия», — рассказала Жаброва.

В РЖД «Газете.Ru» сообщили, что «значительная часть IT-ландшафта компании сформирована отечественными решениями». «Технологии и алгоритмы, используемые в автоматизированных системах управления основными технологическими процессами РЖД, являются российскими разработками.

Даже в тех случаях, когда используются базовые технологические платформы иностранного производства, например SAP, все разработки, которые осуществляются на их основе, являются отечественными», — заявили в компании.

В целях реализации политики импортозамещения компания рассматривает возможность увеличения доли отечественного ПО, в частности внедрения систем управления предприятием (ERP-систем) отечественного производства.

«Для оценки перспектив сотрудничества с крупнейшими отечественными поставщиками данного класса систем — компаниями «Галактика» и 1С — созданы исследовательские лаборатории. Решение об использовании нового программного обеспечения будет приниматься с учетом оценки производительности и масштабируемости ПО, функционального наполнения и совокупной стоимости владения», — рассказали в пресс-службе РЖД.

«Аэрофлот» и Сбербанк от комментариев отказались.

Ужесточение и наказание

Весной сообщалось, что такие ведомства, как Минэкономразвития, Минкомсвязь и Минпромторг, предлагают ввести штрафы за отказ со стороны госструктур закупать российский софт. Но от этой идеи позже отказались. Пока что закон носит рекомендательный характер.

В конце марта министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров в ходе совещания правительства у президента России говорил, что Минкомсвязь вместе с ФАС будет ловить за руку госзаказчиков, которые «по старинке предпочитают закупать иностранное ПО, несмотря на то что появились аналогичные российские решения».

Позиция министра, судя по всему, не изменилась. Так, на совместной с «Ростелекомом» и департаментом информационных технологий (ДИТ) Москвы конференции, состоявшейся во вторник, 27 сентября, Никифоров обратил внимание, что 2016 год прошел относительно спокойно, но следующий год таким уже не будет.

По словам главы Минкомсвязи, в рамках политики импортозамещения в 2017 году будет инициировано больше проверок со стороны регуляторов. Никифоров назвал это закручиванием гаек и добавил, что ФАС, Генпрокуратура и Счетная палата будут тщательно проверять исполнение законодательства о закупках российского ПО.

«Мы за то, чтобы на деньги российских налогоплательщиков и госкомпаний приобретались преимущественно отечественные программные продукты», — заявил министр связи.

Никифоров отметил, что переход на отечественный софт — это комплексная работа. Под этим подразумеваются закон о госзакупках, проекты министерства, снижение налогов для российских разработчиков и строительство технопарков.

Глава Минкомсвязи полагает, что госорганам и компаниям долгое время было удобно закупать программы и сервисы у зарубежных организаций, так как благодаря большим средствам, выделенным на маркетинг, заказчики получали дополнительные бонусы. Среди них министр назвал зарубежные поездки и особое внимание.

«Сейчас есть только общие документы, которые говорят о необходимости перехода на отечественные технологии, а планы должны быть адресными для отдельно взятого министерства и госкомпании. Это позволит учесть специфику каждого ведомства и предприятия», — считает руководитель отдела отраслевых решений департамента инфраструктурных решений группы компаний Softline Алексей Стрельников.

По мнению эксперта, переходу на отечественный софт мешает тот факт, что потребители привыкли к иностранным технологиям и очень тяжело отказываются от инвестиций, которые были сделаны в эти проекты.

«Механизм штрафов не всегда является рабочим. Лучше, если есть показатели, которые должны быть достигнуты, а ответственный человек за выполнение данных показателей сможет самостоятельно решать внутренние вопросы», — отметил Стрельников.

Первая жертва ФАС

Пока что ФАС удалось схватить за руку Минстрой, который в июле подвел итоги одного из своих электронных аукционов. Его победителем стала «Геокэпитал», что не устроило компанию «Новые облачные технологии», которой принадлежит пакет программ «Мой офис». Предприятие, чьи продукты зафиксированы в реестре отечественного ПО, пожаловалось в ФАС.

Регулятор посчитал, что обоснование Минстроя о невозможности соблюдения запрета на иностранное ПО составлено с нарушениями. Среди них — отсутствие указания характеристики программных продуктов из реестра отечественного софта, аналогичных объекту закупки.

Также ФАС отметила, что заказчик включил в одну закупку российские и зарубежные решения, указав при этом на невозможность соблюдения запрета закупать иностранные программные продукты. Это, по мнению ведомства, вводит участников тендера в заблуждение.

В связи с тем что по результатам аукциона был заключен контракт, ФАС приняла решение не выдавать предписание об устранении нарушений. Однако решила передать материалы дела Управлению контроля размещения государственного заказа для возбуждения дел об административных правонарушениях.

«ФАС уже была не вправе отменять торги, так как на момент рассмотрения дела контракт Минстроя уже был заключен.

Отмена торгов теперь возможна только в судебном порядке. Именно по этой причине нами было принято решение создать прецедент и попытаться отстоять свои интересы как отечественного разработчика в суде», — рассказали «Газете.Ru» в юридическом департаменте «Новых облачных технологий».

Компания оценивает свои шансы на победу как средние. «Здесь важнее создать прецедент, так как пока что по подобным вопросам сложились условия ограниченной судебной практики», — заключили в предприятии.

ФАС не смогла оперативно ответить на запрос «Газеты.Ru».

Мария Лацинская

Тематики: ПО, Регулирование

Ключевые слова: программное обеспечение, ФАС, Реестр отечественного ПО