Петербург станет «умным городом»

Запущенный в Северной столице проект позволит автоматизировать практически все процессы жизнеобеспечения города.

В Петербурге начали реализацию проекта «Умный город». Программу разрабатывает правительство города, а курируют — комитеты по экономической политике и связи. Источники финансирования будут определены на ближайшем заседании Межведомственной комиссии.

В качестве примера власти Петербурга решили использовать опыт Дублина, Барселоны, Осло, Монпелье и Стокгольма. Благодаря созданию единого информационного пространства, охватывающего все сферы управления городским хозяйством, в Стокгольме, к примеру, на 20% сократили трафик в центре города. А в Барселоне ежегодно экономят на потреблении воды около $60 млн.

Как рассказала «Известиям» замглавы комиссии по внедрению «Умного города», председатель комитета по экономической политике и стратегическому планированию Петербурга Елена Ульянова, сейчас в Северной столице реализуются разные части проекта. Внедряется аппаратно-программный комплекс «Безопасный город», «Единая карта петербуржца», создается новая система управления городским и пригородным пассажирским транспортом.

— Использование электронной цифровой подписи позволит ускорить процесс внесения изменений в государственные программы: работая в одном информационном модуле, профильные ведомства смогут синхронно корректировать и согласовывать госпрограммы, — пояснила Елена Ульянова. — В столице Швеции в результате реализации проекта удалось не только сократить трафик, но и увеличить число новых пользователей общественного транспорта до 40 тыс.  человек ежедневно. Проект в Дублине позволил на 5–10% увеличить прирост доходности наземного пассажирского автотранспорта. В Осло сокращению энергопотребления до 50% способствовала установка интеллектуальных систем уличного освещения. Но речь не идет о калькировании, поскольку в силу существующих между городами различий каждый из проектов является уникальным.

По мнению генерального директора петербургской компании в сфере высоких технологий SMART Distribution Леонида Агафонова, отличительной чертой «Умного города» для Петербурга должна стать его историческая ценность, большое количество памятников и музеев, которые требуют постоянного наблюдения.

— Улучшение экологической обстановки: снижение уровня шума, выхлопных газов, радиационного фона за счет «Умного города» поможет сохранить их на более продолжительное время, — пояснил он.

Другая область приложения новых технологий — туризм. «Умный город» может предоставить путешественнику значительно больше информации, чем сейчас, причем персонифицированно. Речь идет, например, о сервисах аудиовидеогидов с привязкой к геолокации.

Эксперт из Высшей школы менеджмента СПбГУ Татьяна Самсонова перечислила «Известиям» сферы применения «Умного города»: в сфере охраны окружающей среды — повсеместное внедрение счетчиков для воды, сенсоров для измерения уровня загрязнения воздуха, счетчиков потребления энергии, в телекоммуникациях — беспроводной интернет и мобильные приложения, в транспорте — базы данных о транспортных потоках и дорожных условиях, сервисы для оптимизации маршрутов движения и дистанционной диагностики автомобилей, в здравоохранении — сервисы дистанционной диагностики состояния здоровья, в сфере безопасности — сервисы для сообщения о чрезвычайных ситуациях и камеры слежения, в туризме — онлайн-трансляции фестивалей, в государственном управлении — сервисы электронного голосования, обратной связи жителей города с властью и т.д.

Самым «умным» регионом России большинство экспертов называют Татарстан. Речь идет об Иннополисе — городе-спутнике Казани. Тестируемая там технология в дальнейшем сможет автоматизировать практически все внутригородские процессы: сбор данных со счетчиков ЖКУ, организацию парковочных мест, городское освещение, безопасность движения и многое другое.

При этом в столичной «Группе Т-1» помимо Казани к «умным» городам причислили еще и Москву. В этих городах уже существуют программные платформы, которые позволяют анализировать данные с датчиков передвижения пассажирского транспорта, уборочной техники, установленных вдоль дорог и внутри самих транспортных средств, с серверов систем управления светофорами, систем видеонаблюдения и аналитики, пояснили в компании. Но добавили, что на сегодняшний день не решена проблема интеграции отдельных «умных» систем между собой.

Об этом же заявил «Известиям» технический директор «ЕвроМобайл» Александр Сафонов. По его словам, ни в Петербурге, ни в других российских городах сегодня нет единого центра обработки информации, какой есть, к примеру, в Сингапуре. Вторая проблема — отсутствие четких правил и правовая неопределенность по поводу внедрения «умных» технологий.

— Например, даже если бы застройщик захотел заложить возможность подавать показания о предоставлении коммунальных услуг автоматически и через одно виртуальное «окно», такое сейчас крайне затруднительно сделать как раз из-за нерешенности правовой стороны вопроса, — отметил руководитель лаборатории автоматизации зданий университета ИТМО Антон Титов.

Кирилл Кудрин

Опубликовал: Александр Абрамов (info@spbit.ru)

Рубрики: Регулирование, Инновации