Миграция абонентов оставила операторов в плюсе

Россвязь сообщила, что число абонентов, обратившихся к услуге переноса номера, достигло отметки 7 млн. К каким операторам уходят абоненты, почему компании прячут эту статистику и кому нужна такая опция — в материале «Газеты.Ru».

Услугой перехода к другому оператору с сохранением номера или, как ее еще называют, MNP (mobile number portability) за почти три года работы воспользовалось более 4 млн человек.

В Россвязи отметили, что с начала 2016 года количество заявок составило более 3,3 млн, то есть в среднем около 330 тыс. в месяц.

Для сравнения, согласно сведениям ЦНИИС, который ведет базу перенесенных номеров, 1 декабря 2014 года было зарегистрировано около 1,2 млн обращений на перенос номера. Из них операторы удовлетворили примерно 830 тыс. заявок. 1 декабря 2015 года число обращений и реально перенесенных номеров составило 3,4 млн и 2,3 млн соответственно.

Таким образом, абоненты по-настоящему «распробовали» услугу только в 2016 году, который и ознаменовался большим количеством миграций.

Директор информационно-аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков объяснил «Газете.Ru» востребованность MNP неумением операторов заниматься другим маркетингом, кроме как понижением ценовых характеристик, выходя на новые рынки. «Компании сами загнали себя в угол и сделали шаги, связанные с уменьшением своей прибыли. Надо было развиваться другим путем», — добавляет эксперт.

По мнению Кускова, в настоящее время операторы пытаются компенсировать убытки «всеми правдами и неправдами».

К ним относятся повышение стоимости опций, введение платы на функции, которые были ранее бесплатными, навязывание дополнительных услуг.

Такой нечестный подход, как полагает глава TelecomDaily, может подстегнуть увеличение числа заявок на MNP или вообще перераспределить доли на телеком-рынке. Кусков уверен, что выиграют те операторы, которые честно и открыто предупреждают пользователей о повышении цен, не пытаясь скрыть эту информацию.

Говоря же о состоянии самого процесса MNP, эксперт посчитал, что услуга появилась в России достаточно поздно. Это и повлияло на такой низкий спрос сервиса. Но вот технически переход к другому поставщику, как замечает аналитик, реализован в настоящее время стабильно. С проблемами могут столкнуться лишь желающие уйти к виртуальному оператору (MVNO), такому как «Атлас».

Осторожно, данные закрываются

Длительное время статистику по переходам абонентов от одного оператора к другому предоставлял сервис Dr. Tariff. Сами операторы эту информацию не разглашают.

TelecomDaily в августе, используя данные Dr. Tariff, рассказал, что за первые семь месяцев 2016 года больше всего абонентов — 143,4 тыс. — отошло к Tele2. «Вымпелкому» (бренд «Билайн») удалось завоевать с помощью MNP 137,2 тыс. пользователей. К Yota (принадлежит «Мегафону») ушли 65,9 тыс. клиентов. При этом сам «Мегафон» остался в минусе, потеряв на MNP 156,5 тыс. человек. МТС тоже оказалась с отрицательным балансом в 91 тыс. абонентов.

Это была последняя статистика, которой поделился Dr. Tariff со СМИ. Генеральный директор сервиса Александр Волощук рассказал «Газете.Ru», что ЦНИИС пригрозил компании отключением от базы данных перенесенных номеров.

«Операторам не нравится, что эта информация становится публичной. Якобы на стоимость акций влияет, и Минкомсвязь их тут поддержала», — сообщил собеседник издания.

«Мегафон» встретил отказ

Цифры были представлены с учетом приходов и уходов абонентов. Если же брать только чистый отток, то с наибольшим отказом (410,2 тыс.) от услуг в пользу конкурентов столкнулся «Мегафон». От МТС ушли 323,4 тыс. клиентов, от «Вымпелкома» — 183,1 тыс., от Tele2 — 173 тыс. клиентов, а от Yota — 10,3 тыс. абонентов.

При этом представитель «Мегафона» Юлия Дорохина в разговоре с «Газетой.Ru» отметила, что, согласно внутренней статистике компании, баланс оператора по MNP-переходам за время действия услуги является положительным.

«Если для простых абонентов услуга переноса номера оказалась маловостребованной, то на корпоративном рынке она позволила значительному количеству клиентов сменить оператора — то есть получить связь более высокого качества и при этом сэкономить», — заявила пресс-секретарь «Мегафона».

В Tele2 также оказался «положительный баланс миграций по MNP» как нарастающим итогом (с момента начала оказания услуги и по сей день), так и ежемесячно, поделился с «Газетой.Ru» директор по коммуникациям Константин Прокшин.

В МТС по поводу абонентов-дезертиров не переживают. Пресс-секретарь компании Дмитрий Солодовников в беседе с «Газетой.Ru» назвал услугу переноса номера нишевой. «По сравнению с тем, сколько подключается в год, несколько по MNP — капля в море», — заявил он.

Пресс-секретарь «Вымпелкома» Анна Айбашева подчеркнула, что MNP не оказывает драматического влияния на характер абонентской базы. В то же время популярность услуги ежемесячно увеличивается.

«Из хороших для «Вымпелкома» признаков могу отметить, что мы в уверенном росте по переходам как в корпоративном сегменте, так и на массовом рынке», — сообщила она «Газете.Ru».

В Yota лишь напомнили, что процесс переноса номера занимает девять дней, а сама услуга предоставляется клиентам бесплатно.

Столица — за «Билайн»

Статистику по смене операторов с сохранением номера ежемесячно публикует и отраслевой портал Mobile-Review, не раскрывая источник своих сведений. Сайт приводит показатели по 10 самым значимым с точки зрения MNP городам и областям России.

Согласно опубликованной информации, петербуржцы оставили МТС в плюсе. Так, в августе оператор заполучил через MNP 1,7 тыс. абонентов, а в сентябре — еще 1,4 тыс. В Москве же компания осталась в минусе. Августовские показатели составили минус 6,1 тыс. клиентов, а сентябрьские — минус 6,2 тыс.

При этом жители столицы активно выбирают «Вымпелком». В августе база абонентов пополнилась на 9 тыс., а в сентябре — почти на 7 тыс. пользователей. Жители Казани тоже используют MNP для перехода к «Билайну». Так, число клиентов выросло на 1,1 тыс. в августе и еще 1,1 тыс. в сентябре. Теряет своих клиентов желто-черный оператор в Челябинске. Город оставил в минусе на 828 клиентов в августе и на 1,2 тыс. в сентябре.

Отмечается, что положительный итог миграции московских абонентов «Вымпелкома» выглядит необычно на фоне конкурентов и с учетом выхода в столичный регион Tele2. Тем не менее здесь относительно новый для москвичей оператор заполучил в августе 8 тыс. клиентов и 8,3 тыс. в сентябре.

На фоне таких достижений абонентские «убытки» выглядят для Tele2 совсем незначительными. Например, в Санкт-Петербурге в последний летний месяц оператор недосчитался 688 пользователей, но уже в сентябре база пополнилась 16 абонентами.

«Отставая по количеству базовых станций от МТС, «Мегафона» и даже пропустив вперед себя Tele2, «Вымпелком» сосредоточился на качественной работе с абонентами и продемонстрировал клиентоориентированность, оставляя пользователей довольными услугами.

По крайней мере в Московском регионе», — подчеркнул Кусков.

Значительные потери несет «Мегафон» вместе с Yota, Mobile-review считает этих операторов вместе. Отрицательный баланс в августе и сентябре у компании наблюдается в Москве (3,8 тыс. и 3,9 тыс.), Санкт-Петербурге (2,4 тыс. и 2,3 тыс.), Казани (1,4 тыс. и 1,5 тыс.) и Самаре (1,3 тыс. и 2 тыс.). К слову, семимиллионная заявка на MNP как раз была зарегистрирована в этом городе.

Мария Лацинская

Тематики: Мобильная связь

Ключевые слова: абоненты сотовой связи, MNP