"Одноклассники" нашлись по объявлению. Социальная сеть выходит в сегмент онлайн-классифайдов

"Одноклассники" (ok.ru) открыли сервис объявлений о продаже товаров и услуг. Аналогичные проекты раньше уже запустили "ВКонтакте" и Facebook, а в целом на российском рынке онлайн-классифайдов доминирует Avito. В перспективе проект социальной сети сможет зарабатывать на дополнительном продвижении объявлений и за счет использования данных о пользователях для рекламного таргетинга.

Сегодня на ok.ru появится инструмент для продажи товаров и услуг через группы, рассказали "Ъ" в социальной сети. Объявления пока будут бесплатными, их можно публиковать в виде поста в открытом сообществе. "Аудитория ok.ru — 73 млн человек в месяц, которые пользуются соцсетью с разными целями. У нас давно присутствует малый бизнес и локальные сообщества, которые размещают объявления о продаже товаров и услуг. Мы решили систематизировать это направление",— объясняет руководитель проекта ok.ru Антон Федчин. Планы по монетизации сервиса представители социальной сети пока не раскрывают.

В ok.ru, по собственным данным, около 30 тыс. специализированных групп для продажи товаров и услуг. Ими пользуются около 10 млн человек в месяц, а с введением нового инструмента количество пользователей "значительно увеличится", рассчитывают в компании. "Источником трафика станут сами группы: их пользователи публикуют объявления для подписчиков. Объявления будут также видны в ленте пользователя, если он подписан на группу",— объясняет представитель ok.ru Анастасия Жбанова. Запуск сервиса объявлений она называет "первым шагом на территорию классифайдов".

Объем этого рынка в России составляет 12 млрд руб. в год, ссылаются в ok.ru на оценку Goldman Sachs. При этом к концу 2020 года аналитики прогнозируют его рост до 47 млрд руб. в год. Лидирует на рынке интернет-ресурс Avito. Среди его акционеров владеющая ok.ru Mail.Ru Group. По данным LiveInternet, посещаемость Avito в октябре 2016 года составила 70 млн уникальных пользователей (данные Vostok New Ventures). В третьем квартале 2016 года Avito увеличила выручку на 83%, до 3,2 млрд руб., скорректированная EBITDA выросла на 87%, до 1,9 млрд руб. В Avito не ответили на запрос "Ъ".

У "ВКонтакте" в сентябре 2015 года появился сервис "Товары ВКонтакте", похожий на новый проект ok.ru. Аудитория "Товаров ВКонтакте" более 1 млн человек в сутки, сервис используют 1,2 млн сообществ, всего создано более 26 млн карточек товаров, говорит представитель "ВКонтакте" Евгений Красников. Facebook 3 октября представила свой мобильный проект Marketplace, с помощью которого можно продавать и покупать вещи у других пользователей, живущих неподалеку. Сейчас Marketplace доступен пользователям старше 18 лет из США, Великобритании, Австралии и Новой Зеландии.

Социальные сети воспринимаются массовым пользователем как место для покупок и особенно как место для продажи, объясняет запуск нового сервиса сооснователь Data Insight Борис Овчинников. "Запуск нового сервиса можно трактовать как попытку ok.ru организовать продажи через социальную сеть и получить таким образом структурированный массив данных о продавцах, покупателях и товарах. А эти данные, безусловно, интересны и эффективны для рекламного таргетинга",— говорит господин Овчинников. Проект мог бы зарабатывать за счет продажи услуг по дополнительному продвижению объявлений, рекламы, использования "больших данных", считает он.

В составе Mail.Ru Group уже есть доска бесплатных объявлений "Юла", позволяющая находить и предлагать товары в непосредственной близости. У нее более 5 млн активных пользователей в месяц и 1 млн ежедневно, следует из предварительных результатов Mail.ru Group за третий квартал 2016 года. В будущем ok.ru рассматривают возможность интеграции с "Юлой", уточняют в социальной сети.

Роман Рожков

Тематики: Web

Ключевые слова: Одноклассники ру