Иностранцы нам не покажут. До 20% может снизиться разрешенная иностранная доля в аудиовизуальных сервисах

К 1 июня 2017 года доля иностранного владения в популярных онлайн-кинотеатрах должна стать ниже 20%. Соответствующий законопроект внесен в Госдуму.

Депутаты Андрей Луговой и Шамсаил Саралиев внесли в Госдуму поправки в законы «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также в Кодекс об административных правонарушениях.

Поправки вводят запрет иностранного владения в размере более 20% над организаторами аудиовизуальных сервисов, чья ежедневная аудитория в течение месяца составляет более 100 тыс. пользователей на всей территории России или более 20 тыс. пользователей в одном субъекте страны. Аудиовизуальные сервисы с такой посещаемостью должны включаться в специальный реестр.

Закон должен будет вступить в силу с 1 марта 2017 года, кроме положения о структуре собственности. Организаторы аудиовизуальных сервисов должны будут привести ее в соответствие с требованиями к 1 июля 2017 года. Сейчас ограничение в 20% для иностранного участия действует для владельцев СМИ.

Другая версия законопроекта

Изначально с предложением распространить такие требования на аудиовизуальные сервисы выступил Медиа-коммуникационный союз (МКС), куда входят крупнейшие игроки медиа- и телекоммуникационной отраслей, например «Газпром-Медиа Холдинг». Таким образом союз рассчитывал защитить национальный контент. Помимо этого МКС также предлагал ввести обязательную идентификацию пользователей мессенджеров. В законопроекте, внесенном в Госдуму, они не упоминаются. Кроме того, в нем полностью выведены из-под действия ограничения иностранного владения поисковые сервисы (в варианте МКС регулирование распространялось на поисковые сервисы, которые предлагают пользователям просматривать видеоконтент в поисковой выдаче, например «Яндекс.Видео»). Наконец, в варианте депутатов появилась возможность обойти норму ограничения иностранного участия — владелец аудиовизуального сервиса сможет запросить такое разрешение от правительственной комиссии по контролю над осуществлением иностранных инвестиций.

По словам депутата Андрея Лугового, ограничение иностранного владения в аудиовизуальных сервисах — это продолжение тренда на то, чтобы зарубежные страны не имели возможности каким-то образом влиять на граждан России, их мнение. «Даже если видеосервис демонстрирует только кинофильмы, он зарабатывает деньги за счет размещения рекламы, — пояснил Луговой. — А реклама может быть разной». Он не исключил, что к ​вопросу регулирования мессенджеров вернутся позже.

Реакция онлайн-кинотеатров на поправки

Гендиректор Ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин говорит, что они хотели бы обсудить поправки с депутатами. «Законопроект является резонансным и обладает высокой степенью регулирующего воздействия. По нашему убеждению, он также должен пройти всестороннее обсуждение в правительстве», — сообщил Бырдин. По оценке «ТМТ-Консалтинга», по итогам 2015 года российский рынок легальных видеосервисов вырос на 32%, до 3,43 млрд руб. В топ-5 игроков входили ivi.ru, Okko, Megogo, RuTube и Tvigle. При этом у всех, кроме последнего, доля иностранцев сейчас превышает 20%.

По данным СПАРК, ООО «Иви.ру» (развивает ivi.ru) принадлежит кипрской «Иви.ру Медиа Лимитед». Состав ее акционеров не раскрывается, но среди них есть зарубежные фонды. Если законопроект будет одобрен, компании придется делать реструктуризацию, сказал РБК заместитель гендиректора по правовым вопросам ivi.ru Михаил Платов. «Это не очень хорошо, так как наши иностранные инвесторы — это крупные фонды с хорошей экспертизой на мировом уровне. В целом законопроект противоречит заявлениям высшего руководства страны о том, что государство поддерживает иностранные инвестиции в российские технологические компании», — рассуждает Платов.

ООО «Мегого» (сервис Megogo) принадлежит кипрской «Сенсейра Трейлинг Лимитед», Okko — зарегистрированной в Великобритании Okko Digital Entertainment Limited. Гендиректор Megogo в России Виктор Чеканов заявил, что они «соответствуют нормам российского законодательства сейчас и будут соответствовать им позже». «Законопроект еще не принят, и мы надеемся, что текст будет приведен в соответствие реальным требованиям экономики и запросам государства», — отметил он. По его мнению, сокращение инвестиций в сфере онлайн-кинотеатров приведет к снижению доходов всей отечественной киноиндустрии. «Государство будет вынуждено эти средства выделять из бюджета, либо серьезно пострадает российский кинематограф», — указал Чеканов. Екатерина Лапшина, директор компании Marsfield, которая управляет Okko, настаивает, что они несут исключительно развлекательную функцию, не формируют информационную повестку дня и не влияют на политическую обстановку в стране. «С этой точки зрения необходимость введения ограничений выглядит не​обоснованной и избыточной. Закрывая компаниям доступ к иностранным инвестициям, законопроект в итоге ограничивает возможности для роста видеосервисов и приведет к усилению позиций пиратских ресурсов», — говорит Лапшина. RuTube развивает компания «Руформ», совместное предприятие «Газпром-Медиа» и Pladform. По данным СПАРК, «Руформ» на 58,36% принадлежит кипрской «Релидор Девелопментс Лимитед». В «Газпром-Медиа» не прокомментировали требования законопроекта.

Из крупных сервисов лишь «Твигл Медиа» (развивает Tvigle.ru) не придется менять состав акционеров, но и там оценивают поправки неоднозначно. «Пока у компании нет необходимости привлекать иностранные инвестиции. На будущее, конечно, хотелось бы иметь такую возможность, — говорит гендиректор Tvigle Евгения Петрова. — Но раз ее закрывают, будем думать о других вариантах».

Анна Балашова, Наталья Галимова, Денис Бондарев

Тематики: Регулирование, Web

Ключевые слова: онлайн-кинотеатры