Отправленное сверить. ФРИИ инвестировал в сервис для подтверждения данных онлайн-клиентов

Государственный Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) вложил $1 млн в онлайн-сервис IDX, специализирующийся на удаленной идентификации физических и юридических лиц. Система может подтвердить достоверность данных о клиенте или контрагенте, если он уже предоставлял их одному из ее участников. Сейчас среди них — Qiwi, ФК "Открытие" и "Акадо Телеком".

ФРИИ инвестировал $1 млн в онлайн-сервис IDX (Identity Exchange), сообщили "Ъ" в фонде. С помощью IDX бизнес может удаленно идентифицировать физических и юридических лиц, сведения о продукции и любые другие данные. По словам представителя ФРИИ Сергея Скрипникова, в платформу интегрированы более десяти компаний, включая Qiwi, ФК "Открытие", "Акадо Телеком" и "Город денег".

Суть сервиса в том, что компания-партнер IDX, которой пользователь однажды уже передал свои данные, может верифицировать их достоверность по запросу другой организации. При этом IDX не передает между партнерами сами данные, а производит сверку цифровых подписей и хэшей зашифрованных сведений. Риск утечки данных при использовании системы сведен к нулю, утверждает представитель ФРИИ. В основе платформы лежит математический метод "доказательства с нулевым разглашением" (Zero-knowledge proof), использование которого позволяет убедиться в достоверности полученной информации без ее расшифровки, пояснил он.

"IDX устроен как шлюз, там нет персональных данных, значит, нет и рисков их утечки",— подтверждает директор по эксплуатации "Акадо Телеком" Михаил Медриш. "Мы можем участвовать в проекте как поставщик информации о достоверности данных и сами заинтересованы в услугах, поскольку наши потенциальные клиенты могут быть уже идентифицированы в других сетях",— объясняет он смысл сотрудничества с IDX.

Аналогов IDX по функционалу и бизнес-модели в России нет, заверяют в ФРИИ: в частности, государственная Единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА) не работает с бизнесом и содержит ограниченный набор персональных данных. Проблема верификации данных пользователей актуальна для компаний, оказывающих услуги для физических лиц, считает представитель фонда. По его словам, клиентов часто отпугивают запросы персональных данных, а компании несут расходы на проверку такой информации из-за риска ее фальсификаций. Стоимость единичной идентификации данных для бизнеса в IDX варьируется от 5 до 200 руб. и зависит от объема информации и ее детализации. IDX будет получать часть платежа по этим операциям.

Весь российский рынок управления идентификацией во ФРИИ оценивают в 1,5 млрд руб., прогнозируя, что в ближайшие десять лет он может вырасти до 15-20 млрд руб. Только платежные системы ежемесячно получают около 300 тыс. запросов на идентификацию пользователей, сообщил гендиректор "Города денег" Александр Панов. Общее количество запросов на верификацию различных данных он оценивает в 10 млн в месяц.

Гендиректор Qlean.ru Александр Коровин отмечает, что сейчас компания самостоятельно собирает необходимые данные, не исключая, что сервис, подобный IDX, "упростил бы жизнь". Сооснователь сервиса бытовых услуг YouDo.com Алексей Гидирим говорит, что компания сравнит IDX со своей текущей системой верификации и примет решение о его использовании. Впрочем, риски взлома подобной системы существуют, как и любой другой, уверен он.

Роман Рожков

Опубликовал: Александр Абрамов (info@ict-online.ru)

Рубрики: Интеграция, Web

Ключевые слова: веб-сервис, персональные данные