Фонд универсального обслуживания пополнят за счет нерадивых операторов

Совет Федерации (CФ) одобрил Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 60 и 68 Федерального закона "О связи" и Кодекс РФ об административных правонарушениях" (КоАП РФ). Закон устанавливает дополнительные источники формирования резерва универсального обслуживания (фонда универсального обслуживания). Такими источниками, помимо обязательных платежей операторов сети связи общего пользования, определяются пени за их несвоевременную или неполную уплату. Кроме того, законопроект вносит изменения в КоАП РФ, которые устанавливают административную ответственность за несвоевременную или неполную уплату операторами обязательных отчислений в фонд универсального обслуживания.

Поправки к закону "О связи" и КоАП РФ вчера представил первый заместитель председателя Комитета СФ по экономической политике Алексей Майоров. Решение об одобрении законопроекта было принято в ходе вчерашнего заседания Совет Федерации.

Сам документ размещен в Автоматизированной системе обеспечения законодательной деятельности (АСОЗД). Проект закона был внесен на рассмотрение в Госдуму в ноябре 2015 г.

Алексей Майоров вчера, представляя законопроект в СФ, отметил, что данный законопроект направлен на повышение собираемости отчислений операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания (фонд универсального обслуживания). Так, устанавливаются дополнительные источники формирования резерва универсального обслуживания. Такими источниками, помимо обязательных платежей операторов сети связи общего пользования, определяются пени за их несвоевременную или неполную уплату.

Напомним, что резерв универсального обслуживания был учрежден в 2005 г. Участники отрасли называют его фондом, хотя до сих пор это название остается неофициальным. Операторы связи ежегодно направляют 1,2% выручки в резерв универсального обслуживания. Средства резерва расходуются на оказание универсальных услуг связи населению, в частности, на обслуживание таксофонов и точек коллективного доступа в Интернет, а также на программу устранения цифрового неравенства (УЦН).

Поправки в статьи 60 и 68 Федерального закона "О связи" гласят, что в случае, если операторы не внесли обязательные отчисления (1,2% от выручки) в резерв универсального обслуживания в установленные сроки или сделает это не в полном объеме, то Федеральное агентство связи (Россвязь) имеет право обратиться в суд с иском по данному вопросу.

"В случае неисполнения оператором сети связи общего пользования обязанности по уплате обязательных отчислений в резерв универсального обслуживания, помимо причитающихся к уплате сумм отчислений, операторами сети связи общего пользования будет уплачиваться пеня за каждый календарный день просрочки, начиная со следующего за установленным днем осуществления отчислений", - говорится в законопроекте.

В законопроекте уточняется, что пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы обязательных отчислений в фонд универсального обслуживания. "Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей на день начисления пеней ставки рефинансирования Центрального банка России", - отмечается в проекте закона.

Кроме того, как отметил Алексей Майоров, вносятся изменения и в КоАП РФ, которые устанавливают административную ответственность за несвоевременную или неполную уплату операторам обязательных отчислений в резерв универсального обслуживания.

В законопроекте, представленном сенатором, говорится, что несвоевременная или неполная уплата оператором сети связи общего пользования обязательных отчислений в резерв универсального обслуживания влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 50 тыс. до 100 тыс. рублей.

В разговоре с корреспондентом ComNews представитель ПАО "Ростелеком" отметил, что оператор является добросовестным плательщиком в резерв универсального обслуживания, поэтому на деятельности компании нововведения не скажутся.

В "Ростелекоме" считают, что введение системы штрафов и пени может стимулировать недобросовестных плательщиков быть аккуратнее при внесении обязательных платежей.

"Как исполнитель государственного контракта об условиях оказания универсальных услуг связи (подписан в 2014 г. на десять лет), которые финансируются из резерва, "Ростелеком" заинтересован в своевременной и полной компенсации затрат, понесенных компанией по этому направлению", - рассказали ComNews в "Ростелекоме".

Представитель ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") также отметил, что "ВымпелКом" выполняет все требования, установленные законодательством. Другие операторы "большой тройки" вчера воздержались от комментариев.

Финансовый аналитик группы компаний "Финам" Леонид Делицын считает, что закон влияет на деятельность компаний как любой налог, но новые поправки повлияют незначительно.

"Поправки не требуют штрафовать операторов дополнительно и не ужесточают существующие штрафы, они лишь определяют судьбу штрафов и пеней, которые также должны идти на те же цели - в резерв универсального обслуживания", - отметил он, добавив, что государству необходим источник средств для оказания услуг связи населению в малолюдных, удаленных и труднодоступных населенных пунктах.

Как предположила заместитель директора аналитического департамента компании "Альпари" Наталья Мильчакова, эти поправки, если будут приняты, то будут негативно восприняты операторами связи, которые обязаны выплачивать отчисления в такой резерв. "Прежде всего потому, что все операторы услуг проводной связи, кроме "Ростелекома", являются частными компаниями. За рубежом нет прецедента обложения частных операторов проводной связи такими поборами", - отметила она.

По мнению Наталья Мильчаковой, основным экономическим последствием станет повышение тарифов на услуги. "Операторы будут объяснять клиентам, что государство их к этому вынудило. Однако, для государственных компаний существование таких отчислений достаточно закономерно. То есть если "Ростелеком" повысит тарифы, ссылаясь на поправки в законы, то это не станет убедительным аргументом для его абонентов", - считает эксперт.

Кроме того, Наталья Мильчакова предположила, что данные поправки не смогут увеличить собираемость денег в резерв универсального обслуживания. "Крупнейшие операторы связи являются дисциплинированными плательщиками, а происходящие иногда экономические кризисы не сильно сказываются на отрасли проводной связи. Те небольшие операторы связи в регионах, которые сейчас не платят, и после принятия поправок в законы найдут способы обойти закон и не платить", - отметила она.

Эксперты аналитического департамента компании "Альпари" считают, что сам по себе резерв универсального обслуживания на уровне государства с обязательными отчислениями операторов должен был бы касаться только тех операторов проводной связи, которые находятся в государственной собственности. "Частные компании сами способны создать себе резерв для целей управления возможными рисками и потерями", - заключили в "Альпари".

Напомним, как ранее сообщало издание "Ведомости", в феврале этого года Минкомсвязи предложило переименовать резерв универсальных услуг связи в фонд развития связи и внести корректировки в Бюджетный кодекс, чтобы обеспечить целевое расходование средств, поступающих в фонд.

Мария Андреева

Тематики: Фиксированная связь, Регулирование

Ключевые слова: регулирование, операторы связи