Россияне не привыкли тратиться в сети. Сбербанк оценил распространение потребительских интернет-технологий

Российская интернет-аудитория оказалась довольно консервативной и все еще предпочитает читать новости, слушать музыку и смотреть видео офлайн, говорится в исследовании Sberbank Investment Research. Платить за все это в сети тем более готовы немногие. За последний месяц лишь 9% интернет-пользователей покупали мобильные приложения, 6% использовали платные стриминговые сервисы с музыкой или фильмами и только 3% платили за информационный контент.

Чтение новостей, прослушивание музыки и просмотр видео все еще привычнее россиянам офлайн, хотя баланс в сторону онлайн-потребления может сместиться совсем скоро, констатирует Sberbank Investment Research совместно с Kantar TNS в своем первом исследовании проникновения цифровых технологий в жизнь россиян "Цифровой индекс Иванова". Для него компания провела телефонные и онлайн-опросы почти 5 тыс. россиян в возрасте 14-64 лет.

Самым популярным интернет-сервисом стали поисковые системы — как минимум раз в неделю ими пользуются 78% опрошенных. Газеты и журналы читают онлайн 55% "Ивановых". Музыку и видео в рунете в основном слушают и смотрят, не скачивая: 53% опрошенных потребляют контент онлайн и только 22% сохраняют на свой компьютер. В онлайн-игры еженедельно играет 21% респондентов, а ежемесячно — около 27%.

Сервисы для онлайн-коммуникации еженедельно используют около 79% опрошенных. В частности, 69% регулярно пользуются электронной почтой, а 57% заходят в социальные сети. Число пользователей мессенджеров значительно отстает: еженедельно с их помощью отправляют сообщения только 27%. Аналитики отмечают, что проникновение мессенджеров связано с культурными особенностями и спецификой. Например, их популярность в Бразилии изначально была связана с высокой стоимостью SMS. В России популярность мессенджеров еще подстегнет рост проникновения мобильного интернета, считают в Sberbank Investment Research. Как сообщал ранее "Ъ", по данным GfK, интернетом на мобильных устройствах пользуются 56 млн россиян в возрасте от 16 лет и старше, а вся онлайн-аудитория в 2016 году осталась на уровне 84 млн человек.

Платить за контент и сервисы в интернете пока готовы немногие. Так, самым популярным видом сервисов, связанных с коммерческими операциями, оказались онлайн- и мобильные банки — 63% интернет-пользователей пользуются их услугами как минимум раз в месяц. Интернет-шопингом за последний год занимались около 66%. Платные мобильные приложения устанавливали себе только 9% респондентов, стриминговые сервисы за месяц оплачивали 6%, а за информационный контент, например новости, платили 3%. "Потенциал роста может заключаться в изменении модели монетизации платных сервисов, а также появлении платных сервисов, которые решали бы некоторые проблемы "Ивановых", то есть были бы им необходимы",— констатируют аналитики.

Оценки исследования несколько оптимистичны, считает глава аналитического отдела Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян. По его мнению, такие цифры наблюдаются только среди активных интернет-пользователей, то есть выходящих в сеть каждый день. Потенциал для роста он видит в интернет-торговле, в частности в сегменте путешествий. Рост использования платного контента в рунете, по его словам, хотя и достаточно стабилен, но заметно медленнее торговли. "Большая часть стриминга в рунете теперь фактически легальна, хотя и бесплатна для пользователей, так как монетизируется за счет рекламы или субсидируется. Массовые b2c-сервисы другой направленности в рунете практически не представлены",— отмечает эксперт.

Мария Коломыченко

Опубликовал: Александр Абрамов (info@ict-online.ru)

Рубрики: Финансы, Web

Ключевые слова: Сбербанк