РСПП сделал товарное предложение. К проекту об онлайн-агрегаторах подготовили поправки

Российский союз промышленников и предпринимателей направил вице-премьеру Ольге Голодец и депутатам Госдумы поправки к правительственному законопроекту о товарных агрегаторах. Из документа предлагается исключить нормы, регулирующие продажу услуг, так как они уже закреплены в других нормативных актах, пересмотреть положения об ответственности агрегаторов и уточнить нормы о возврате денег покупателю. Хотя проект уже внесен в Госдуму, там обещали учесть мнение рынка.

Президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин направил Ольге Голодец и главам комитетов Госдумы по информационной и экономической политике Леониду Левину и Сергею Жигареву соответственно письма с поправками к законопроекту о товарных агрегаторах, подготовленными комиссией РСПП по связи и IT. Господин Левин подтвердил “Ъ” получение письма и поправок, пообещав «внимательно изучить» их.

Как говорится в письмах, поводы для введения дополнительного регулирования рынка отсутствуют, «а информации о жалобах потребителей на участников рынка e-commerce нет». При этом проект Роспотребнадзора, внесенный в Госдуму в марте, возлагает на агрегаторов ответственность за последствия неисполнения обязательств третьими лицами и будет способствовать росту числа недобросовестных участников рынка, следует из пояснительной записки к поправкам. Согласно позиции РСПП, «чрезмерное регулирование» российских агрегаторов ослабит их перед иностранными конкурентами, фактически работающими в РФ, но «находящимися на территории иностранных юрисдикций (прежде всего Китай и США)». На них требования и ограничения законопроекта не распространяются. Имеются в виду в первую очередь китайский AliExpress и американские еВау и Amazon, уточняет источник “Ъ”, знакомый с ходом разработки поправок.

В комиссии РСПП, в частности, считают, что на агрегатора нельзя возлагать обязанность предоставлять информацию об изготовителе товара. По их мнению, ответственность агрегатора должна наступать лишь в случае, когда он намеренно вводит в заблуждение относительно свойств и качества товара, изменяя информацию, предоставленную продавцом. При этом агрегатор должен возмещать потребителю лишь реально причиненный ущерб, тогда как версия проекта, внесенная в Госдуму, предлагает возложить на него ответственность за все случаи предоставления недостоверной информации вне зависимости от того, был ли заключен договор покупателя с продавцом или исполнителем услуги на сайте агрегатора. Кроме того, порядок предоставления информации о значительной части услуг, предоставляемых через интернет-агрегаторы, уже урегулирован разными нормативными актами, указывают в РСПП. Среди них, например, Воздушный кодекс, в котором записан обязательный претензионный порядок разрешения споров между перевозчиками и пассажирами.

Также предлагается увеличить срок рассмотрения требования потребителя о возврате денег с 10 до 20 дней, так как процедура предполагает участие в ней третьих лиц — продавца, банка и оператора, за действия которых агрегатор не несет ответственности.

Как сообщал “Ъ”, ранее интернет-компании, включая «Яндекс», владеющий крупнейшим агрегатором «Яндекс.Маркет» (аудитория — 20,5 млн россиян 12–64 лет в марте 2017 года, по данным Mediascope), сумели убедить власти в необходимости доработки законопроекта. После того как участники рынка, эксперты правительства и НИУ ВШЭ нашли нарушения при согласовании документа, в Госдуме пообещали учесть мнение отрасли. Куратору группы «Связь и IT» экспертного совета при правительстве Ирине Левовой политика государства пока по-прежнему представляется «нелогичной». «Много говорят о необходимости создания преференций для отечественных IT-компаний, но одновременно предпринимаются попытки принятия законопроектов, которые препятствуют не только развитию, но и конкурентоспособности отечественной IT-индустрии. Такое впечатление, что кто-то во власти лоббирует интересы западных IT-игроков, намеренно законодательно ограничивая возможности отечественных»,— отмечает она.

Роман Рожков

Тематики: Регулирование, Web

Ключевые слова: Яндекс, электронная торговля, интернет-магазин