Африканские смартфоны заинтересовали петербургских врачей

Петербургская софтверная компания First Line Software разработала мобильное приложение для оказания медицинских услуг онлайн жителям Африки. Как объяснили РБК Петербург в пресс-центре компании, поводом к выходу на африканский рынок стал острый дефицит врачей и высокий уровень проникновения смартфонов на африканском континенте. Все это дает российскому бизнесу шанс на успешную экспансию. Однако поставщики телемедицинских услуг указывают и на ряд особенностей африканского рынка, которые могут помешать нормальному развитию проектов.

Некому лечить

На этапе пилотного проекта созданный First Line Software сервис охватит семь стран Африки: Кению, Танзанию, Ботсвану, Зимбабве, Замбию, ЮАР и Нигерию. В дальнейшем платформа будет масштабироваться, сообщили РБК Петербург в пресс-службе компании.

Заказчиком продукта выступил европейский телемедицинский стартап Yapili, по данным которого в африканских государствах на 10 тыс. пациентов приходится только один врач. Для сравнения: в странах Европы концентрация медиков в среднем в 40 раз выше.

В то же время, по прогнозам Yapili, на конец 2017 года у 30% африканцев будет личный смартфон. При этом уровень проникновения интернета в таких странах, как, например, Кения, уже достиг 70%.



Как сказал РБК Петербург гендиректор First Line Software Александр Поздняков, за разработку приложения его компания получила порядка 50 тыс. долл. «Пока это базовый вариант приложения. В дальнейшем, по мере того, как приложение будет обрастать дополнительными сервисами, мы сможем получать за их разработку примерно 50-100 тыс. долл. в год», — подсчитал Поздняков. По его словам, оказывать услуги африканцам смогут в том числе и петербургские врачи.

«Это огромный рынок. На территории, например, только Субсахары проживает от 600 до 900 млн человек», — говорит руководитель международных проектов группы компаний «Нордавинд» (поставщик телемедицинских услуг и оборудования в Африку) Иван Писарев.

Вполне европейская страна

Таким образом, Африка, по мнению экспертов, — один из наиболее привлекательных рынков для поставщиков телемедицинских услуг. К тому же в Африке российский бизнес зачастую имеет преимущества перед компаниями из Европы и Америки, считает Писарев.

«Для африканцев главное — это цена продукта. Отечественные сервисы в большинстве случаев дешевле американских и европейских. При этом если прибор в принципе сделан в одной из белых стран, то ему верят, а для африканцев Россия — вполне европейская страна. К тому же, многие африканские страны находятся под санкциями поэтому западным компаниям непросто строить там бизнес», — пояснил Писарев.

Работать на африканском рынке для российских компаний может быть даже проще, чем у себя дома, полагает генеральный директор телемедицинской компании RuHealth Дмитрий Курапееев.



«Пока телемедицина в России не легализована и процесс движется довольно медленно. Из-за юридических сложностей строить здесь бизнес непросто, компании работают по принципу «разрешено все, что не запрещено». В Африке же социальные проблемы стоят настолько остро, что местные власти относятся к телемедицине намного лояльнее, чем в России. Изменения в российском законодательстве должны появиться в конце года. Если существенных сдвигов не произойдет, мы, вероятно, начнем фокусироваться на африканском рынке», — сказал РБК Петербург Курапеев.

Африканская специфика

Однако выход на африканский рынок может быть связан с некоторыми специфическими рисками, опасается Писарев.

«Африка — это одна сплошная специфика, даже если не брать в расчет неторопливость, присущую многим жителям южных стран. Например, часто бывает так, что в деревне нет света, в домах — стекол, хотя у всех жителей — смартфоны и пластиковые карточки. Заряжать смартфоны и снимать деньги они ходят в деревенский центр — магазин. Поэтому интернет-соединение с этой аудиторией не самое стабильное», — поясняет предприниматель.

Еще одна существенная проблема — задержки платежей из-за нестабильности банковской системы в ряде африканских стран. По словам Писарева, корреспондентские счета многих африканских банков обнулены, и поэтому внешний платеж в рамках SWIFT может «провисеть» в очереди от трех недель до трех месяцев. «Африканские финансовые организации ищут пути для выживания. Например, сейчас мы завели биткоин-кошелек и принимаем оплату в криптовалюте», — добавил Писарев.

Автор: Дмитрий Гринкевич.

Опубликовал: Александр Абрамов (info@spbit.ru)

Рубрики: Мобильная связь, ПО

Ключевые слова: мобильные приложения