Белый дом выступил против серых технологий и освобождения блогеров от ответственности за распространение информации

Белый дом поддержал концепцию законопроекта о запрете технологий, позволяющих обеспечивать доступ к заблокированным в РФ сайтам. При этом в направленном в Госдуму отзыве на законопроект правительство раскритиковало депутатов за то, что они не указали, сколько будет стоить реализация инициативы; категорически Белый дом выступает и против отмены регулирования деятельности блогеров. Оно необходимо «в целях защиты интересов граждан», считают чиновники правительства. Эту норму и не могли отменить, уверены эксперты.

Поправки к закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» правительство поддержало во время их доработки ко второму чтению. Законопроект был внесен в Госдуму депутатами 8 июня. По нему Роскомнадзор должен создать перечень сервисов, позволяющих обойти блокировки, определить провайдеров их хостинга и иных лиц, обеспечивающих их работу, и направлять им требования о прекращении обхода блокировок. В первом чтении законопроект был одобрен 23 июня.

Правительство поддержало законопроект «при условии его доработки», говорится в отзыве, который подписан главой аппарата правительства Сергеем Приходько. Белый дом указывает, что законопроектом, в частности, «не урегулирована ситуация, при которой провайдер хостинга не предоставляет исполнительной власти данные о владельце информационного ресурса». В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что он не потребует дополнительных расходов из бюджета, однако, как отмечает правительство, документом предусмотрено создание системы, в которой будет содержаться перечень ресурсов, доступ к которым ограничен. «Реализация указанных мероприятий требует определения объемов и источников их финансирования»,— уверены в Белом доме.

Белый дом раскритиковал предложение полностью убрать появившуюся в 2014 году ст. 10.2 об «особенностях распространения блогером общедоступной информации». Тогда в рамках работы над антитеррористическим законопроектом популярные блогеры получили те же обязанности, что и СМИ, но не получили тех же прав. В правительстве решение убрать эту статью сочли нецелесообразным. «Посредством распространения блогерами информации формируется общественное мнение, может осуществляться фальсификация общественно значимых сведений, а также дестабилизация обстановки в стране,— решили в Белом доме.— Правовое регулирование в указанной сфере необходимо в целях защиты интересов граждан».

«П. 2 ст. 1 ФЗ-97 (гласит о том, что организатор распространения информации в интернете обязан уведомить Роскомнадзор о начале осуществления деятельности.— “Ъ”) не соответствует реальному развитию и распространению технологий и коммуникационных платформ. За время существования этой статьи не было ни одного прецедента, чтобы кого-то за это оштрафовали, статья не имеет смысла,— говорит представитель Rambler & Co Матвей Алексеев.— Что касается анонимайзеров, то необходимо рассматривать инфраструктуру сети в масштабе трансграничности. Документ может стимулировать развитие новых, иных технологий доступа к контенту без применения технологии VPN». «Норма, исключающая из закона о “блогерах” одну из его главных функций, изначально казалась странной»,— считает глава аналитического отдела Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян. Он отмечает, что в экономическом обосновании к закону «о блогерах» в 2014 году «также писали, что он не потребует дополнительных расходов федерального бюджета, как и во многих других законопроектах по регулированию интернета». «Эта порочная практика по исключению правительства из фактического обсуждения законопроектов приводит нас в том числе к неработающим законам и избирательному правоприменению,— говорит Карен Казарян.— По всей вероятности, нас ждет это и в случае принятия законопроекта про средства обхода блокировок — проконтролировать VPN-сервисы, даже если они пойдут навстречу регулятору, практически невозможно».

В «Яндексе» “Ъ” заявили: позиция компании не изменилась — проект по-прежнему считают «избыточной мерой». Напомним, согласно тексту поправок, поисковые системы также обязаны подать заявку на подключение к реестру заблокированных сайтов в течение 30 дней. Подключившись к реестру, поисковик обязан прекращать на территории РФ выдачу по запросам пользователей ссылок на запрещенные сайты и их страницы. Неисполнение этой обязанности будет грозить штрафом для граждан в размере 5 тыс. руб., для должностных лиц — 50 тыс. руб., для юридических лиц — 500–700 тыс. руб. «Даже если ссылка на какой-либо ресурс будет находиться в поисковой выдаче, это не означает, что пользователь, перейдя по ссылке, сможет получить доступ к ресурсу, если ресурс был заблокирован оператором связи либо иным образом»,— указывают в «Яндексе». В Mail.ru Group документ комментировать не стали.

Прием поправок ко второму чтению проекта должен был завершиться 2 июля. Глава думского комитета по информационной политике, информтехнологиям и связи Леонид Левин заявил “Ъ”, что работа над поправками продолжается: «Нам бы хотелось завершить работу над этим пакетом законопроектов до конца весенней сессии, если мы найдем компромисс между индустрией, замечаниями госорганов и экспертного сообщества». Отметим, что последнее пленарное заседание Госдумы состоится 21 июля.

Лиза Миллер, Роман Рожков, Максим Иванов

Тематики: Регулирование

Ключевые слова: регулирование, Рунет