Информационный портал spbIT

Оригинал документа: http://spbit.ru/news/n145675/


Яндекс.Маркет рассказал об исследованиях онлайн-торговли рынка e-commerce в СЗФО

13.07.2017 |
Валерия Никитина
29 июня 2017 года в Санкт-Петербурге прошел пресс-клуб Яндекс.Маркета, где говорилось о том, как устроен рынок электронной коммерции в мире, в России и чем отличается картина в СЗФО. В частности, разговор шел об основных тенденциях рынка e-commerce в Санкт-Петербурге и других крупных городах региона. На протяжении всей беседы основной спикер, руководитель службы аналитики Яндекс.Маркета Владислав Исмагилов, использовал результаты количественного опроса покупателей о том, что и как именно они покупают в Интернете, проведенного Яндекс.Маркет совместно с исследовательской компанией GFK Rus.

По данным британской исследовательской компании Euromonitor на 2016-й - начало 2017 года, e-commerce занимает порядка 9 % от всего товарооборота. Аналитические агентства сходятся во мнении, что в ближайшие годы эта цифра достигнет 11 %. Несмотря на относительно небольшое проникновение ритейла, где российский товарооборот составляет 4 %, Россия входит в ТОП-10 мировых рынков e-commerce. «И нет оснований предполагать, что мы станем исключением из всего рынка электронной коммерции и останемся с невысокой долей e-commerce от мирового ритейла. Эта доля будет расти приближаться к уровню развивающихся европейских стран», - уверен руководитель службы аналитики Яндекс.Маркета Владислав Исмагилов.

Яндекс.Маркет достаточно хорошо показывает происходящее на рынке электронной коммерции в большом количестве категорий в силу своего объема. Ресурс содержит более 150 млн предложений практически на всех видах платформ, у него порядка 2 млн пользователей в день и 20 млн в месяц, он насчитывает 20 тыс. интернет-магазинов.

Рынок электронной торговли в Северо-Западном федеральном округе неустанно растет и занимает лидирующую позицию. Только в феврале 2017 года, по данным Mediascope, более 3,3 млн человек совершали покупки онлайн, а это 89 % пользователей Интернета в регионе. Эта доля больше, чем в среднем по России. Для сравнения, около 3 млн людей являются ежемесячными посетителями одного из крупнейших торговых комплексов в Европе. СЗФО уникален еще и по возрасту представителей самой активной онлайн-аудитории - от 35 до 44 лет, тогда как в других регионах наиболее активные пользователи моложе - от 25 до 34 лет.

Кроме данных Mediascope, Владислав Исмагилов предоставил результаты исследования доменных интернет-магазинов, где встроен продукт Яндекс.Метрика - счетчик, позволяющий считать аудиторию любого сайта, на котором установлен данный прибор. При такой технологии учитываются не живые пользователи, а некие уникальные браузеры, но это не помешало судить о динамике электронной коммерции в конкретном регионе или сегменте. Выяснилось, что ЦФО практически не растет сточки зрения e-commerce, а СЗФО растет в том же объеме, какой наблюдается и в среднем по России. В некоторых городах продолжается активный рост - лидерами стали Архангельск и Вологда, где рост составил 15 %. Мурманск стал единственным городом, где произошел спад аудитории на 13 %. Возможной причиной «анти-рекорда» могли стать доходы жителей Мурманской области на душу населения, которые, по данным Росстата, впервые за последние 8 лет в 2016 году упали ниже среднего по России. Также Владислав Исмагилов предположил, что жители здесь пользуются меньшим количеством устройств или браузеров в рамках этих устройств.

 

Яндекс.Маркет рассказал об исследованиях онлайн-торговли рынка e-commerce в СЗФО

 

На Яндекс.Маркете картина отличается - показатели городов растут все. Даже показатели Мурманска растут, хотя и чуть медленнее. Лидерское место занял Санкт-Петербург - за год с марта 2016-го по март 2017 года число переходов с Яндекс.Маркета на страницы интернет-магазинов выросло на 21 %. Таком образом, СЗФО - один из основных драйверов роста Яндекс.Маркета.

Самая популярная причина покупок в Рунете, по данным опроса Яндекс.Маркета и GFK, за последние 5 лет не изменилась - это более дешевые товары. На втором месте - желание сэкономить время, что особенно заметно в крупных городах. По словам респондентов из СЗФО, россияне всё чаще делают покупки в зарубежных, и, в частности, китайских интернет-магазинах. Людей привлекает более выгодный ценник, широкий ассортимент и уникальность товаров. Из занимательных фактов: зарубежные онлайн-магазины онлайн-покупатели любят еще и как способ интересно провести время. Но пока в СЗФО отечественные интернет-магазины лидируют, несмотря на популярность китайских.

По данным GFK и Яндекс.Маркета, чаще всего на российском онлайн-рынке покупают одежду, обувь и электронные билеты. Из менее частотных покупок - электроника и бытовая техника. Покупатели из Санкт-Петербурга совершают покупки сразу в большом количестве категорий. Но крупногабаритные покупки пока стараются делать в обычных магазинах из-за боязни не понять из общения с зарубежным продавцом в онлайн-магазине, что следует предпринять в случае поломки.

Ситуация в менее крупных городах СЗФО такова, что их жителям выгоднее заказывать товары за рубежом, потому что сроки доставки из крупных российских городов и, например, из Китая не сильно отличаются. В целом онлайн-покупки совершаются примерно в одинаковом количестве как в России, так и у зарубежных производителей.

Здесь Яндекс.Маркет также показал отличную от общей картину. Самые популярные категории в российском Рунете не входят даже в ТОП-5 частых покупок. По СЗФО лидируют товары для дома и дачи (23 %), электроника (21 %) и бытовая техника (11 %). Стоит отметить еще две перспективные группы - товары для красоты и здоровья и товары для животных. И эти категории активно развивает Яндекс.Маркет.

Еще один важный момент, за которым следят аналитики компании Яндекс.Маркета - это средний чек. В период с марта 2016 по март 2017 года в категории телевизоров произошло максимальное смещение пользовательского спроса в сторону дешевого сегмента, цены упали на 25 %. Связано это, скорее всего, как с тем, что производители снизили цены и теперь покупатели выбирают из наиболее дешевых моделей телевизоров, так и потому что люди начали экономить в вопросах покупки в этой среде. Конечно, тенденции по городам немного отличаются. Например, в Калининграде максимально подешевела садовая техника, хотя категория «Дом и дача» одна из самых непопулярных.

 

Яндекс.Маркет рассказал об исследованиях онлайн-торговли рынка e-commerce в СЗФО

 

Одно из условий, которые ценят люди при покупке - самовывоз из магазина. По данным опроса GFK и Яндекс.Маркета за февраль 2017 года, этот вариант является самым популярным. Отчасти это связано с тем, что в некоторые города другой способ доставки пока невозможен. Чем крупнее город, тем чаще покупатели выбирают вариант доставки курьером из руки в руки.

Те же исследования показали, что бесплатная доставка - лучшая мотивация для покупки. Люди хотят получить нечто осязаемое здесь и сейчас. Их меньше подкупают различные акции, такие как «2+1», промокоды на следующую покупку или зачисление части суммы на карту лояльности. Самым частым способом оплаты до сих пор считается оплата наличными курьеру. Лишь треть покупателей в регионе оплачивают покупки банковской картой: такой способ выбрали 28 % участников опроса, в то время как в среднем по России таким образом оплачивают покупки 53 %. А вот в крупных городах вариант предоплаты банковской картой становится все популярным. Так, за февраль 2017 года в Санкт-Петербурге, Калининграде и Архангельске доля людей, которые за год хотя бы раз оплачивали картой через десктоп, составила от 57 до 68 %.

Вообще, аудитория десктопа падает практически в любой географической точке, и основной рост посещений увеличивается в первую очередь из-за использования мобильных устройств. Товары всё больше ищут через смартфоны и планшеты, даже если пользователь находится в данный момент дома. Заказывают при этом всё еще с компьютеров. Участники опроса Яндекс.Маркета и GFK ответили, что боятся заказывать с мобильного, так как считают это небезопасным. Также порой неудобно вводить большое количество персональных данных на экране смартфона.

Возможно, в СЗФО причиной консервативного подхода в финальной стадии покупки является активнейший сегмент покупателей - люди от 35 до 44 лет, а не как в остальных регионах России (от 25 до 34 лет). Онлайн-покупатели будут взрослеть, и на их место будет приходить более молодая аудитория, которая провела почти всё детство с телефоном в руках. И, скорее всего, проникновение e-commerce в ритейле страны будет еще больше, чем на данный момент. «Жизнь в крупных городах ускоряется, и у нас есть исследования, которые говорят о том, что с каждым годом люди позже ложатся спать и раньше просыпаются. И интервал, когда люди реже пользуются Маркетом со смартфона, сужается с каждым годом», - резюмировал Владислав Исмагилов.

ОТПРАВИТЬ:

Рубрики: Web



Поддержка сайта и продвижение — «Амби маркетинг»