VEON в России: агрегация «всего» с акцентом на «Билайн»

Прошел общероссийский анонс мобильного приложения VEON (в Google Play уже доступно, в App Store — на подходе), созданного одноименной глобальной группой телекоммуникационных компаний, которые в России представляет сотовый оператор «Вымпел-Коммуникации» (бренд «Билайн»). По замыслу создателей приложения, оно должно предоставлять пользователю весь основной функционал для пребывания в Сети, адаптированный под индивидуальные потребности и запросы: мессенджер, новостной и развлекательный контент, платежные инструменты и программу лояльности. Суть этой идеи хорошо отражает маркетинговый слоган приложения: «Можно всё с VEON». Так ли это на самом деле? Подробности в материале SPbIT.ru.

Фильтр для «всего»

VEON позиционируется разработчиком как «платформа, сочетающая в себе удобство телекоммуникационных услуг и многообразие развлечений и общения в мире digital» (Шелль Мортен Йонсен, генеральный директор ПАО «ВымпелКом»). Для пользователя приложение представляет собой интерфейс с личным аккаунтом, объединяющий коммуникатор, сервис оплаты, новостной агрегатор, агрегатор медиаконтента и программу лояльности от партнеров (своеобразный локальный marketplace).

Лейтмотив выступлений всех топ-менеджеров компании, принимавших участие в презентации VEON, был один: в едином бесплатном приложении аккумулировано всё. «Современные технологии — смартфоны, технологии 4G — дают людям доступ к огромным ресурсам и свободу выбора. В приложении VEON мы соединили все возможности выбора. Мы строим платформу, в которую входит всё, что нужно людям каждый день: мессенджер, личный кабнет, дайджест с релевантными пользователю новостями — при этом ему не нужно переключаться между приложениями», — сказал, к примеру, Шелль Мортен Йонсен.

«Команда «Билайна» активно работает над тем, чтобы цифровой мир стал удобен и подконтролен. VEON заключает в себе всё то, что люди делают в Интернете, в одном очень удобном интерфейсе. Для нас VEON — новый тип приложения, которое позволяет людям общаться со своим цифровым миром удобно, просто и бесплатно. Приложение доступно всем российским пользователям смартфонов, независимо от того, кто их оператор связи» — подтвердил вице-президент по развитию цифрового и нового бизнеса ПАО «ВымпелКом» Джордж Хелд.

Бесплатное приложение VEON доступно в Google Play, также анонсируется его скорый выход на iOS (в App Store) и в десктопной версии). Создается оно разработчиками из разных стран (официальный разработчик и издатель VEON Digital Amsterdam BV), но адаптация для российского рынка, подбор контента и т. д. делается в России: в работе над продуктом принимают участие команды из Москвы, Петербурга и Новосибирска.

«Презентация произвела двойственное впечатление. Остается открытым вопрос по поводу бесплатности и безлимитности трафика мобильного Интернета внутри приложения VEON: каким образом тогда оно будет поддерживатся и развиваться со стороны оператора. И еще: не является ли отсутствие тарификации внутри VEON противоречием, ведь нынешнее руководство оператора является категоричным противником безлимита как такового», — делится мнением генеральный директор информационно-аналитического агентства «Руслелеком» Юрий Брюквин.

Функционал VEON

Функционал VEON для коммуникаций состоит из текстового чата (в том числе группового), OTT-звонков, обмена голосовыми сообщениями, фото- и видеоматериалами. Абонентам «Билайн» предоставляются дополнительные преимущества: Личный кабинет для управления услугами, сообщения и звонки VoIP, и не тарифицируемый интернет-трафик любого контента внутри VEON.

Медиа-составляющая VEON — это информационные каналы интернет-изданий, видео- и фотоматериалы, фильмы и музыка, а также ТВ-контент, которые можно настраивать индивидуально и смотреть прямо в приложении. В будущем создатели приложения добавят возможность подписываться на актуальные для пользователей события, уникальные информационные каналы топ-персон и популярных брендов. Расширится и список поставщиков и производителей контента.

«Контент — один из основных драйверов нашего приложения. Мы ведем работу с многими популярными контент-провайдерами. И самое важное: мы находимся только в начале пути. Внутри VEON мы будем постоянно изменять способы общения, расширять услуги, изменять интерфейс, добавлять контент, новые услуги — в соответствии с требованиями рынка», — утверждает Джордж Хелд.

Список партнеров «Билайна», готовых предоставлять скидки и специальные предложения для пользователей VEON, еще так же далеко не полон. Сегодня это Lamoda, BurgerKing, Skyeng, Madrobots, Rambler&Co. А также глобальные партнеры: Deezer, MasterCard, Studio+ и другие.

Финансовые сервисы в VEON только начинают развиваться. Как сообщает оператор, на протяжении первых 6 месяцев с момента привязки банковской карты в приложении и подключения «Автооплаты» абоненты «Билайн» будут получать cashback на свой лицевой счет «Билайн» в размере 10% от суммы пополнения счета. Ожидается также интеграция приложения с онлайн-сервисом Masterpass от Mastercard для покупокв интернет-магазинах. 

Тестирование и критика VEON

Изначально приложение VEON занимает в памяти телефона чуть более 50 Мб. Для идентификации необходимо пройти стандартную процедуру: указать номер своего телефона и дождаться SMS с кодом подтверждения. Работу приложения пока нельзя назвать стабильной - по крайней мере, на бюджетном смартфоне оно несколько раз вылетало, а вкладки загружались иногда с некоторой задержкой (сообщение «Приложение не отвечает. Закрыть его?»).

Приложение на данный момент состоит из четырех вкладок. Первая (назовем ее главной) — актуальный контент («Лучшее за день») и чаты. Вторая — мессенджер. Чтобы заполнить эти вкладки, необходимо найти друзей, у которых так же установлено приложение VEON. По отзывам пользователей, существуют некоторые проблемы с настройкой группового чата, но в целом свою роль коммуникатора приложение выполняет. Минусы здесь такие: отсутствие видеозвонков и... новизны. Вряд ли только ради мессенджера люди будут переключаться с WatsApp и Viber на VEON.

Третья вкладка подразделяется на «Контакты» и «Каналы». Именно в подразделе «Каналы» содержится весь предоставляемый приложением контент. Причем (первое неудобство) весь он, включая новости, специальные предложения «Билайн», фильмотеку и т. д., представлен в виде единого списка. На каждый из каналов можно подписаться, чтобы он отображался на главной вкладке. Пожалуй, подписка — это и всё, что можно сделать с каналами в приложении с точки зрения «кастомизации». Маловато для того, чтобы в полной мере позиционировать его как настраивающийся под пользователя. Правда, создатели обещают предиктивную модель подбора контента, построенную на анализе поведения пользователя. Возможно, поначалу ее работа просто незаметна.

Партнерские предложения не поражают новизной или какими-то эксклюзивными бонусами. Некоторые из них являются обычными обманками (например, для получения нескольких «бесплатных» уроков в Skyeng нужно приобрести платный курс), на некоторые стоит обратить внимание. Здесь смущают два момента: во-первых, как уже говорилось, никакой новизны или эксклюзива в этих предложениях нет. Во-вторых, нет персонификации предложений, все они просто свалены в один список.

Четвертая вкладка — настройки профиля пользователя, аккаунта и других пользовательских опций (приватность, чат и т. д.), список избранных предложений по программе лояльности и реклама перехода к «Билайн».

Резюме

«Операторы ищут себя в том числе и на рынке мобильных приложений, и в мобильных финансах. Появление VEON вполне соответствует этому тренду. Сама идея и стратегия данного приложения не нова, попытки реализовать нечто подобное были и за рубежом, и и в России — например, в приложении Telegram, — причем я бы не назвал их сверхуспешными или революционными. Однако среди операторов сотовой связи это первый пробный шаг, и что из этого выйдет — интересно посмотреть», — говорит Юрий Брюквин.

Нет сомнений в том (да и создатели этого не скрывают), что, несмотря на работу в сети всех операторов связи, VEON — это всё-таки приложение, которое ориентировано по большей части на клиентов «Билайн», на повышение лояльности действующих абонентов и привлечение новых. Абонентам других операторов при использовании VEON предстоит постоянно следить за дата-трафиком.

Приложение VEON, объединившее на одной платформе различные сервисы, при подробном рассмотрении кажется все-таки не уникальной платформой, а, скорее, надстройкой, которая кому-то будет удобна, а кому-то нет. Ведь все представленные в нем сервисы уже существуют автономно (либо частично интегрированно) — и зачастую в более приемлемом виде, чем они представлены в VEON.

Как любой новый и широко разрекламированный продукт, VEON, безусловно, будет востребован. Но насколько оправданы инвестиции VEON, как они отразятся на доле рынка оператора и его финансовом благосостоянии, и как приложение в итоге будет монетизироваться и развиваться — покажет время.

Рубрики: Мобильная связь, Маркетинг

Ключевые слова: Билайн, мобильные приложения