Петербургские производители софта массово выходят на биржи

Российский IT-сектор готовит массовый выход на рынки инвестиционного капитала. Крупные игроки планируют привлечь средства через публичное размещение акций на Московской бирже, а небольшие компании рассчитывают на продажу токенов посредством ICO. Доступ к внешнему финансированию открывает перед отечественной IT-индустрией новые горизонты. Однако, как опасаются эксперты, массовый выход технологичных компаний на биржу в перспективе чреват обвалом рынка, аналогичным американскому dotcom crash начала 2000-х годов.

Спрос на хайтек

Московская биржа объявила о планах упростить процедуру листинга для российских высокотехнологичных компаний. Предпосылкой к этому, как сообщили РБК Петербург в пресс-службе биржи, стал повышенный интерес инвесторов к таким эмитентам. В частности, как рассказал представитель биржи, вкладываться в компании IT-сектора при условии размещения их акций на фондовом рынке готов частный инвестиционный фонд Da Vinci Capital. Из петербургских инвесторов бумаги таких эмитентов будет готова покупать, например, ИК «ДОХОДЪ», сообщил директор компании Яков Марков.

По его словам, готовность вкладывать деньги в высокотехнологичные компании связана с дефицитом активов, которые обещали бы высокую доходность инвесторам. «На международных рынках российским инвесторам работать сложно по ряду причин. На российском — кроме сравнительно медленно растущих голубых фишек и ограниченного ряда компаний статусом пониже перспектив для вложений на сегодняшний день практически нет. IT-рынок растет высокими темпами, поэтому бумаги инновационных компаний обязательно будут востребованы», — пояснил Марков.

Готовность вкладывать деньги в высокотехнологичные компании связана с дефицитом активов, которые обещали бы высокую доходность инвесторам.

 

Денег мало

Повышенный спрос инвесторов на IT-компании появился на фоне острой потребности отрасли в финансировании. Эта потребность, как объясняют участники рынка, связана с несколькими обстоятельствами.

Главное из них — протекционистская политика государства в области замещения иностранного программного обеспечения российским. Она фактически сформировала новый для многих российских разработчиков рынок, но выйти на него компании могут только имея внешнее финансирование, поясняет президент объединения разработчиков программного обеспечения «Руссофт» Валентин Макаров.

«Раньше многие российские IT-компании просто отрабатывали продукты условных Microsoft или Oracle. Теперь у них появилась возможность предложить госсектору собственные продукты. Но эти продукты надо разработать, интегрировать и переобучить персонал. Только за счет собственных средств сделать это практически невозможно», — полагает Макаров.

Развиваться за счет банковского финансирования российский IT-сектор также не может, говорит гендиректор петербургского разработчика Reksoft Александр Егоров, планирующий выводить свою компанию на Мосбиржу. Поэтому IPO — наиболее привлекательный для IT-бизнеса способ получить необходимые ресурсы.

«Стоимость материальных фондов большинства российских разработчиков стремится к нулю, поэтому банкиры принципиально не работают с IT-компаниями. Даже сравнительно крупный по местным меркам бизнес не сможет получить, например, приличную банковскую гарантию, которую требует федеральный или крупный глобальный заказчик. Часто IT-компаниям приходится заявляться на конкурсы «из-под» своих более крупных коллег, выступая, по сути, субподрядчиками. С выпуском собственных акций в публичное обращение у компании появляется залог, имеющий реальную, определенную рынком цену», — объясняет Егоров.

Повышенный спрос инвесторов на IT-компании появился на фоне острой потребности отрасли в финансировании.

 

Глобальный маркетинг

Потребность российских IT-компаний во внешнем финансировании связана не только с перспективой занять место иностранных разработчиков в отечественной экономике. Как считают эксперты, дефицит капитала существенно тормозит экспансию отечественных игроков на глобальный рынок. По мнению гендиректора «Ланит-Терком» Андрея Терехова, для расширения международного присутствия компаниям необходимо вкладываться в продвижение, в увеличение штата своих зарубежных офисов, что невозможно сделать только за счет собственных ресурсов.

«Чтобы продать продукт на 10 млн долларов, 1 млн вам сначала придется вложить в маркетинг. Наем хорошего менеджера по продажам в США стоит не меньше 500 тыс. долларов в год, однако не факт, что вы сразу попадете на нужного человека. Таких резервов у «Ланит-Терком», например, нет. Поэтому мы были бы не против привлечь инвесторов, тем более через биржу», — сказал топ-менеджер.

Дефицит капитала существенно тормозит экспансию отечественных IT-компаний на глобальный рынок.

 

Биткойновая биржа

Впрочем, для значительной части российских разработчиков доступ на фондовый рынок закрыт. Например, многие молодые компании не генерируют выручки, соответствующей правилам листинга Мосбиржи. В этом случае альтернативным инструментом привлечения капитала для таких игроков становится ICO (первичное размещение токенов). По данным Российской ассоциации криптовалют и блокчейна, только в Петербурге к выпуску токенов в обращение готовится около 10 компаний.

Например, готовит ICO основанный в Петербурге IT-сервис Casper API (децентрализованная система хранения данных на основе блокчейна). По словам основателя Casper API Артема Кольцова, в результате компания рассчитывает привлечь более 30 млн долл. Другой петербургский проект, планирующий ICO, — сервис профессиональных инвестиций в криптовалюты 3Commas. Как рассказал РБК Петербург один из основателей проекта Михаил Горюнов, 3Commas рассчитывает привлечь порядка 5 млн долл.

По словам обоих предпринимателей, рынок ICO становится все более цивилизованным. Например, 3Commas планирует провести ICO в эстонской юрисдикции, обеспечивающей правовую базу для такого рода инструментов. «Для инвесторов важно, чтобы ICO проводилось под контролем госрегуляторов. В Эстонии разместить токены можно абсолютно легально, уплатить все налоги, получить юридически заверенное признание прав обладателей токенов», — говорит Горюнов. Вырученные средства инициаторы ICO планируют направить на увеличение штата разработчиков и агрессивный маркетинг для международной экспансии.

Для значительной части российских разработчиков доступ на фондовый рынок закрыт.

 

Деньги на очищение

Приток средств на российский IT-рынок вызовет волну консолидации отрасли. Как пояснил Егоров, сравнительно крупный IT-бизнес давно стремится расчистить рынок от укрепившихся на нем более мелких конкурентов, что можно сделать через сделки слияния-поглощения.

«Небольшие специализированные разработчики зачастую работают в своих нишах эффективнее и дешевле, чем крупные холдинги с широкой продуктовой линейкой, чем ужасно их раздражают. Крупный бизнес может год или два смотреть, как у него отнимают долю на том или ином рынке, но на третий он не выдержит и выкупит своего мелкого конкурента, пусть и со значительной премией», — рассказывает Егоров. Поэтому привлеченные от внешних инвесторов средства многие компании направят в первую очередь на покупку конкурентов, считает глава Reksoft.

Крупный IT-бизнес давно стремится расчистить рынок от укрепившихся на нем мелких конкурентов.

 

Пузырь доткомов

Впрочем, как отраслевые эксперты, так и участники IT-рынка говорят и о возможных негативных последствиях массового выхода компаний на биржу — как на традиционную, так и на криптовалютную. Главный риск, как считает Терехов, — создание «пузыря» в результате переоценки бизнеса инвесторами. В перспективе это может привести к обрушению котировок IT-сектора.

«Участникам публичных торгов выгодно, чтобы акции компаний росли, поэтому часто в IT-секторе компании с оборотом в миллиард стоят в десять раз больше размера их годовой выручки. Это классический пузырь, и американская история доткомов легко может повториться в российских условиях», — сказал Терехов.

Дмитрий Гринкевич

Тематики: ПО, Финансы

Ключевые слова: разработка программного обеспечения, финансы